к отчету Вологодской городской Думы
за 2010 год
Вологодской городской Думы в 2010 году
Конструктивное взаимодействие Вологодской городской Думы, Главы и Администрации города Вологды позволило обеспечить в 2010 году стабильность экономической и социальной обстановки в городе и выполнить социальные обязательства перед населением, чему способствовал контроль за эффективностью расходования бюджетных средств.
В целях решения вопросов местного значения на территории муниципального образования «Город Вологда» Вологодская городская Дума в течение отчетного периода принимала решения в сфере социальной политики, сфере экономической политики и муниципальной собственности, налоговой и бюджетной сферах, решения по установлению общеобязательных правил на территории города Вологды по вопросам местного значения.
В сфере социальной политики:
Несмотря на сложное экономическое положение в прошедшем году, совместными усилиями Администрации города и Вологодской городской Думы разработан и принят ряд решений в социальной сфере по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе:
1) Внесены изменения в решение Вологодской городской Думы «О мерах социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которыми установлено право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Вологды в виде:
бесплатной замены и установки газового оборудования жилых помещений, отработавшего не менее нормативного срока эксплуатации, при наличии заключения специализированной организации о необходимости замены указанного оборудования;
проведения бесплатного косметического ремонта жилых помещений (побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов) при наличии заключения комиссии по обследованию жилого помещения о необходимости проведения данных работ;
бесплатной замены и (или) ремонта внутриквартирных инженерных сетей (холодного, горячего водоснабжения (с установкой водосчетчиков) и канализации) и санитарно-технического оборудования при наличии заключения комиссии о необходимости замены и (или) ремонта указанных сетей и (или) оборудования.
2) В целях социальной защищенности медицинских работников МУЗ «Городская поликлиника № 5», подстанции № 5 МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в селе Молочное, проживающих в сельской местности, и специалистов в области культуры и искусства, проживающих в селе Молочное и работающих в МУК «Централизованная библиотечная система», внесены изменения в решение Вологодской городской Думы от 03 марта 2005 года № 217 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности», которыми установлены меры социальной поддержки данной категории граждан в виде компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 100 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь и часть (долю) в общей площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данной коммунальной квартире, определяемую в соответствии с жилищным законодательством) и 100 процентов платы за отопление и освещение.
Предлагаемая мера социальной поддержки рекомендована органам местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Вологодской области, пунктом 5 постановления Правительства Вологодской области от 16 апреля 2010 года № 402 «О Порядке предоставления денежной компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».
Действие настоящего решения распространяется на 47 работников МУЗ «Городская поликлиника № 5», 16 работников подстанции № 5 МУЗ «Станция скорой медицинской помощи», 4 специалистов МУК «Централизованная библиотечная система» и 3 специалистов МАУК «Культурно-досуговый центр «Мир». На реализацию данного решения из бюджета города Вологды заложены финансовые средства в размере 1927630 рублей, в том числе для выплат медицинским работникам – 1673630 рублей, специалистам в области культуры – 254000 рублей.
3) При поддержке депутатов Вологодской городской Думы был решен вопрос с выплатами за качество выполняемых работ медицинским работникам стационаров и травматологического пункта, оказывающим специализированную помощь в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни, в соответствии с постановлением Главы города Вологды от 22 июля 2008 года № 3937 «Об утверждении Перечня должностей медицинских работников стационаров и травматологического пункта, оказывающих специализированную медицинскую помощь в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни, и размеров выплат за напряженность в труде для данных должностей».
Принципиально решено сохранить данный вид доплат на том же уровне и в 2011 году. Экономию бюджетных средств от проведения конкурсных процедур планируется направлять на увеличение объема финансирования по выплатам.
4) В целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, принято решение «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым данная категория детей освобождена полностью от ежемесячной оплаты за обучение в предлагаемых учреждениях в полном объеме.
Действие настоящего решения распространено на 82 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5) Внесены изменения в решение Вологодской городской Думы от 28 октября 2004 года № 143 «О мерах социальной поддержки лиц, удостоенных звания «Почетный гражданин города Вологды», которыми увеличено денежное ежемесячное вознаграждение Почетным гражданам города Вологды за счет средств бюджета города с 5000 рублей до 10000 рублей. По инициативе депутатов - членов постоянного комитета по социальной политике был расширен список Почетных граждан, получающих выплаты. В 2011 году эту меру социальной поддержки будут получать Почетные граждане, которые проживают не только на территории Вологды, но и за ее пределами. На данный момент это два человека, проживающие в Московской области: летчик-космонавт, Герой Советского Союза Алексей Леонов и Герой Российской Федерации, сотрудник службы внешней разведки Алексей Козлов.
6) В целях социальной поддержки отдельных категорий спасателей профессиональной аварийно-спасательной службы муниципального учреждения «Центр гражданской защиты города Вологды» принято решение «Об установлении мер социальной поддержки спасателям профессиональной аварийно-спасательной службы муниципального образования «Город Вологда». Решением установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 процентов фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которая назначается до достижения получателем возраста, предусмотренного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, при условии, что лица, имеющие право на социальную поддержку, состоят в трудовых отношениях с указанной аварийно-спасательной службой.
7) Утвержден Перечень конкурсов и соревнований, проводимых в 2011 году муниципальным образованием «Город Вологда», включающий официальные мероприятия, проводимые учреждениями, подведомственными Управлению образования, Управлению физической культуры, массового спорта и молодежи, Управлению культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды, по результатам которых вручаются призы. Принятие решения позволило освободить категорию граждан – победителей официальных муниципальных соревнований и конкурсов от налогообложения на сумму дохода, включая стоимость призов в денежной и натуральной формах, не превышающую 4000 рублей.
В сфере образования, здравоохранения, культуры:
В сфере образования продолжена работа по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования в городе Вологде.
Проблема общедоступности дошкольного образования в городе существует на протяжении нескольких лет, очередь на предоставление мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях постоянно увеличивается. Депутаты понимают, что для решения данной проблемы необходимо расширение указанных учреждений как за счет переоборудования зданий бывших детских садов, так и за счет нового строительства. Администрацией города совместно с депутатским корпусом проводятся мероприятия, направленные на увеличение мест в детских садах. С 2005 по 2010 годы переоборудовано более 60 групповых помещений, использовавшихся не по назначению, что позволило направить в детские сады дополнительно около 1000 детей. Переоборудованы здания бывших детских садов №№ 65, 25, 5 «Аленушка», 109 «Букваренок» - на 420 мест. Открыто дополнительно 6 групп в действующих детских садах №№ 6, 22, 38, 66, 77 - на 100 мест.
В отчетном году Вологодской городской Думой принято решение «О согласовании создания МДОУ «Детский сад № 97 «Скворушка»». В дальнейшем в рамках городской целевой программы «Развитие сети образовательных учреждений» были выделены бюджетные средства в сумме 50,0 млн.рублей на покупку здания по адресу: 1 МКР ПЗ-23 д.35. Администрацией города было предложено объединить два здания, расположенные по адресам: 1 МКР ПЗ-23, д.35 и 1 МКР ПЗ-23, д.38, в один детский сад № 74 «Белочка» (вместо создания нового детского сада «Скворушка»). Для ввода в эксплуатацию детского сада потребовалось дополнительное выделение средств из бюджета города на ремонтные работы по восстановлению здания в сумме 26,7 млн.рублей в рамках подпрограммы «Комплексная безопасность и мероприятия по проведению ремонтных работ в МОУ, расположенных на территории муниципального образования «Город Вологда»».
Данное учреждение, находящееся по адресу: 1 МКР ПЗ-23 д. 35, будет предназначено для воспитания, развития и обучения детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Основным видом деятельности будет являться реализация образовательных программ дошкольного образования.
В рамках городской целевой программы «Развитие сети образовательных учреждений» также были выделены бюджетные средства в сумме 20800,0 тыс.рублей на реконструкцию здания бывшего детского сада и открытие МДОУ «Детский сад № 64 «Мальвина»» по адресу: г. Вологда, ул. Дзержинского, 7а на 110 мест.
Открытие обоих детских садов планируется в 2011 году.
В отчетном году выделялись денежные средства на осуществление ремонтных работ в следующих детских садах: МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 74 «Белочка» по адресу: 1 МКР ПЗ-23, д.38 - 1,1 млн.рублей; МДОУ № 31 «Светлячок» по адресу: ул. Хорхоринская, 6а - 953,6 тыс.рублей; МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 91 «Росинка» в селе Молочное на 115 мест - 1,9 млн.руб. на реконструкцию существующего здания со строительством пристройки на 90 мест к существующему зданию.
Депутаты городской Думы обратились к Председателю Законодательного Собрания Вологодской области Н.В. Тихомирову с предложениями:
- о поддержке в Законодательном Собрании Вологодской области мероприятий по решению проблемы с обеспеченностью населения города Вологды услугами дошкольного образования в рамках долгосрочной целевой программы «Инвестиции в объекты капитального строительства на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 02 ноября 2009 года № 1669, а именно: по строительству МДОУ на 270 мест по ул. Северная, с бассейном, музыкальным и спортивным залами, комнатами для развивающего обучения – в сумме 125 540, 0 тыс.рублей;
- о содействии в решении вопроса по освобождению и ремонту зданий, занимаемых ГОУ «Вологодский многопрофильный лицей» по ул. Ярославская, д.12а и ГОУ «Основная (общеобразовательная) школа «Школа искусств»» по ул. Козленская, д.125а, с целью открытия в них двух новых муниципальных детских садов.
Большое внимание в 2010 году уделялось депутатами в сфере образования вопросам приемки образовательных учреждений города Вологды к новому 2010-2011 учебному году. Для реализации городской целевой программы «Комплексная безопасность и мероприятия по проведению ремонтных работ в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории муниципального образования «Город Вологда» на 2010-2015 годы» в 2010 году из бюджета города были выделены средства в сумме 129200,0 тыс.рублей на подготовку образовательных учреждений к 2010-2011 учебному году и 26727,0 тыс.рублей для проведения работ по перепрофилированию здания по адресу: 1 МКР ПЗ-23, д.35 под дошкольное учреждение.
По предложению комитета по социальной политике в Вологодской городской Думе была создана рабочая группа из состава депутатов по оценке подготовки дошкольных и школьных образовательных учреждений к 2010-2011 учебному году в городе Вологде. Рабочей группой проведено два выездных заседания с осмотром учреждений. Несмотря на возникавшие трудности, все образовательные учреждения были приняты к новому учебному году в срок, а завершавшиеся ремонтные работы по некоторым учреждениям не мешали учебному процессу.
В сфере здравоохранения в результате совместной работы Администрации города и депутатов городской Думы в 2010 году были решены многие вопросы по финансированию ремонтных работ и покупке оборудования для муниципальных учреждений здравоохранения.
Осуществлено поэтапное оснащение компьютерной техникой детских поликлиник города Вологды за счет средств муниципальных учреждений здравоохранения: приобретено 30 единиц компьютерной техникой для кабинетов участковых педиатров детских поликлиник.
В МУЗ «Детская городская поликлиника № 1» приобретен аппарат ультразвуковой диагностики экспертного класса на сумму 4,5 млн.рублей. За счет экономии в сумме 1 млн.рублей, образовавшейся в результате аукциона на приобретение аппарата УЗИ, в декабре 2010 года выполнена поставка аппарата ЛУЧ (для физиоотделения) и отсасывателя хирургического (для проведения хирургических операций). В учреждении также выполнены ремонтные работы, в т.ч. ремонт подъездных путей и входной группы МУЗ «Детская поликлиника №1» на сумму 1831,5 тыс.руб., приобретены мебель и сантехническое оборудование для Центра здоровья для детей на базе МУЗ «Детская поликлиника № 1» на сумму 647,9 тыс.руб.
В рамках городской целевой программы «Мероприятия по обеспечению реализации национального проекта «Здоровье» на 2009 – 2011 годы» предусмотрено финансирование мероприятий по обеспечению муниципальных учреждений здравоохранения города Вологды с круглосуточным пребыванием пациентов источниками бесперебойного питания и проведение неотложных мероприятий по ремонту электрических сетей для МУЗ «Родильный дом № 2» в сумме 505,85 тыс. рублей.
Подключены дизельные генераторы и закуплено медицинское оборудование в МУЗ «Родильный дом № 1» и МУЗ «Родильный дом № 2» на сумму 1005,9 тыс. руб.; выполнен текущий ремонт электрических сетей для подключения дизельного генератора в МУЗ «Родильный дом № 2» на сумму 300,0 тыс.руб.; за счет текущей деятельности МУЗ «Родильный дом № 1» выполнены монтажные и электромонтажные работы по подключению существующей резервной дизельной электростанции к корпусу № 1 на общую сумму 197,0 тыс. рублей.
На разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта помещений четырех корпусов МУЗ «Родильный дом № 1» в 2010 году было выделено 1 663,0 тыс. рублей из областного бюджета. Кроме этого, в рамках долгосрочной программы капитальных вложений муниципального образования «Город Вологда» с 2010 года реализуется инвестиционный проект «Реконструкция зданий МУЗ «Родильный дом № 1» по улице Пирогова, 24» на общую сумму 37 437,0 тыс. рублей. Основной задачей проекта является выполнение проектных и строительно-монтажных работ по строительству кирпичных вставок между корпусом № 1 и основным зданием, корпусом № 2 и основным зданием, женской консультацией и корпусом № 1 МУЗ «Родильный дом № 1» с целью расширения площадей и модернизацией родильного дома (увеличение площадей на 1160 кв.м). В рамках данного инвестиционного проекта в 2010-2011 годах будут выполнены проектно-сметные работы и проведена государственная экспертиза на общую сумму 1 437,0 тыс. рублей, в том числе в 2010 году – 930,0 тыс. рублей и в 2011 году – 507,0 тыс. рублей. Строительство вставок между корпусами запланировано на 2012 – 2013 годы на общую сумму 36 000,0 тыс. рублей, в том числе в 2012 году – 20 000,0 тыс. рублей, в 2013 году – 16 000,0 тыс. рублей.
В отчётном году большое внимание было уделено решению вопросов финансирования МУЗ «Вологодская городская больница № 1».
Продолжая выполнение мероприятий, которые были ранее намечены в городской целевой программе «Развитие муниципального учреждения здравоохранения «Вологодская городская больница № 1» на 2006-2010 годы» и затем вошли в инвестиционные проекты, в течение 2010 года выделялись средства из бюджета города Вологды на решение наиболее острых проблем содержания и оснащения больницы.
В первом полугодии 2010 года завершен ремонт урологического отделения МУЗ «Вологодская городская больница № 1», начатый в 2009 году.
В результате реализации инвестиционного проекта в бактериологической лаборатории и в урологическом отделении МУЗ «Вологодская городская больница № 1» улучшились условия оказания медицинских услуг, отремонтировано 1400 кв. метров площадей, улучшилось качество предоставления медицинских услуг в данных подразделениях учреждения и, соответственно, повысилась удовлетворенность населения условиями пребывания в урологическом отделении.
В рамках других инвестиционных проектов произведен ремонт помещений травматолого-ортопедического отделения № 2 МУЗ «Вологодская городская больница № 1» по адресу: Советский проспект, д. 98 на сумму 7 740,0 тыс. рублей; ремонт помещений хирургического отделения № 2 с оперблоком МУЗ «Вологодская городская больница № 1» по адресу: Советский проспект, д. 63 на сумму 8352,2 тыс. рублей. В результате выполненных работ улучшились условия оказания медицинских услуг, отремонтировано 2440 кв. метров площадей, улучшилось качество предоставления медицинских услуг в отремонтированных отделениях учреждения и, соответственно, повысилась удовлетворенность населения условиями пребывания в МУЗ «Вологодская городская больница № 1».
В рамках реализации инвестиционного проекта «Проектные и строительно-монтажные работы по подготовке помещений для размещения ангиографической
установки и организации отделения сосудистой хирургии в МУЗ «Вологодская городская больница № 1», Советский проспект, 63» проведены ремонтные работы помещений МУЗ «Вологодская городская больница № 1» для размещения кабинетов ФГДС, УЗИ, гинеколога, иглорефлексотерапии, экстренной перевязочной и капитальный ремонт помещений для размещения универсальной ангиографической установки напольного типа.
В результате реализации данного инвестиционного проекта в отремонтированных (270 кв. м) помещениях МУЗ «Вологодская городская больница № 1» улучшились условия и повысилось качество предоставления стационарной медицинской помощи с использованием новейших методов диагностики и лечения в условиях, соответствующих современным требованиям санитарных норм и правил, предъявляемым к санитарно-технической базе лечебных учреждений, требованиям пожарной безопасности. Медицинскому персоналу созданы условия для проведения эффективных лечебно-диагностических мероприятий.
Депутатами также было уделено большое внимание вопросу организации оказания скорой медицинской помощи населению города Вологды. Благодаря обращению депутатов к Главе города с предложениями о выделении в 2010 году дополнительных ассигнований для МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» города Вологды на оказание транспортных услуг, средств на выплаты стимулирующего характера (30% от размера средств бюджета города Вологды, направленных на оплату труда) работникам муниципальных учреждений здравоохранения, в отчетному году были выделены дополнительные ассигнования из бюджета города Вологды на выплаты стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений здравоохранения в размере 10184,76 тыс. рублей.; средства на транспортные расходы МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в размере 4618, 0 тыс.рублей.
При Администрации города была создана рабочая группа по разработке подпрограммы «Совершенствование системы оказания медицинской помощи населению муниципального образования «Город Вологда» городской целевой программы «Мероприятия по обеспечению реализации национального проекта «Здоровье» на 2009-2010 годы», в которую от Думы вошли депутаты Богатырев В.Г., Маркевич Ю.Н. По решению рабочей группы была разработана городская целевая программа «Комплексная безопасность и мероприятия по проведению ремонтных работ в муниципальных учреждениях здравоохранения города Вологды на 2011-2016 годы» с финансированием из бюджета города Вологды в 2011 году следующих мероприятий:
- ремонт помещений центральной подстанции МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» по адресу: ул. Чехова, д. 6 - 6 500,0 тыс. рублей;
- ремонт помещений и электропроводки подстанции № 3 МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» по адресу: ул. Поповича, д. 20 - 1 200,0 тыс. рублей;
- ремонт помещений подстанции № 4 МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» по адресу: ул. Судоремонтная, д. 9 - 1 200,0 тыс. рублей;
- ремонт помещений и электропроводки подстанции № 5 МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» по адресу: с. Молочное, ул. Мира, д. 7 - 1 200,0 тыс. рублей;
- ремонт пристроенного одноэтажного здания (здание МУЗ «Городская детская поликлиника № 5») для МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» по адресу: ул. Казакова, д. 2 - 4 600,0 тыс. рублей.
В сфере культуры в Вологодской городской Думе с 2009 года находится на контроле вопрос поддержки сохранения деятельности в нашем городе учреждения культуры «Дом культуры «Речник»».
Депутаты посчитали целесообразным сохранить в нашем городе учреждение культуры «Дом культуры «Речник»», являющееся важным социальным объектом досуга вологжан, в форме автономной некоммерческой организации.
При принятии данного решения учитывалось то обстоятельство, что здание, в котором находится Дом культуры, является муниципальной собственностью и передано в безвозмездную аренду, вследствие чего расходы на содержание, коммунальные платежи продолжали производиться из бюджета города. Данная ситуация могла привести к ухудшению, а в дальнейшем утрате муниципального имущества, так как вероятности, что в сложных экономических условиях на здание претендовал бы другой арендатор, было существенно мало.
В результате совместной работы Вологодской городской Думы и Администрации города Вологды была изыскана возможность финансирования содержания здания Дома культуры «Речник» в сентябре-декабре 2009 года в размере 970 тыс.руб. для проведения ремонтных работ.
Дом культуры «Речник» продолжил свою деятельность, основной целью которой является работа по созданию и развитию культурно-досуговой сферы для жителей района Водники с активным привлечением детей, подростков, молодежи, ветеранов, многодетных и малообеспеченных семей в сотрудничестве с творческими коллективами города, области.
В октябре 2010 года в Вологодской городской Думе было проведено рабочее совещание, в ходе которого определены актуальные и требующие разрешения проблемы содержания и оснащения данного учреждения, в том числе: отсутствие движения общественного транспорта, отсутствие тротуаров по ул. Судоремонтной (ул. Северная – ул. Разина), отсутствие освещения прилегающей территории, необходимость устройства сквера на землях общего пользования между МАУК «Речник» и рестораном «Огни Сухоны», необходимость ремонта здания МАУК «Речник», так как здание имеет 40 % износа, помещения не соответствуют современным требованиям противопожарной безопасности. Кроме того, низкий уровень материально-технической базы учреждения и износ основных фондов препятствует совершенствованию предоставления услуг в сфере культуры. По всем указанным вопросам были намечены мероприятия по их решению и даны поручения соответствующим структурным подразделениям Администрации города.
В отчетном периоде был решен вопрос транспортного обслуживания граждан, направляющихся в район расположения данного учреждения: с 15 ноября 2010 года начато движение автобусами маршрута № 10 «Машиностроительная – переезд Григорьевское (Екимцево)» с прохождением его по улицам Судоремонтная, Машиностроительная. На данном маршруте предусмотрена остановка «Прогресс», расположенная в районе МАУК «ДК «Речник»». Обслуживание маршрута производится МУ ПАТП № 1.
За счет выделенной субсидии МАУК «ДК «Речник»» на 2011 год в учреждении запланировано проведение следующих работ: установка системы автоматической пожарной сигнализации - на сумму 341 468 рублей; замена отделки фойе с применением несгораемых материалов - на сумму 500 000 рублей; ремонт запасных выходов второго этажа - на сумму 150 000 рублей; покупка стульев в зрительный зал - на сумму 100 000 рублей.
В городскую целевую программу «Комплексная безопасность и мероприятия по проведению ремонтных работ в муниципальных учреждениях, подведомственных Управлению культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды» на 2011-2013 годы» внесены следующие мероприятия по данному учреждению: ремонт электропроводки в 2011 году - на сумму 242 600 рублей; ремонт вентиляции и системы пожаротушения в 2011 году - на сумму 218 800 рублей; ремонт фасада здания в 2012 году - на сумму 3 000 000 рублей; косметический ремонт концертного зала в 2012 году - на сумму 1 900 000 рублей.
Вопрос о выполнении в 2011 году запланированных мероприятий по ремонту, обеспечению оборудованием, транспортному обслуживанию граждан, организации сквера около МАУК «ДК «Речник»» находится на контроле Вологодской городской Думы.
Депутаты не остались в стороне и от решения проблем в других муниципальных учреждениях культуры. Так, в ходе выездного рабочего совещания с участием руководства Думы и депутатов – членов комитета по социальной политике, прошедшего в МУК «Городской Дворец культуры», была установлена необходимость решения вопроса о проведении первоочередных ремонтных работ фасада и крыши здания. Проектно-сметная документация готова на сумму 2,5 млн. руб. Вопрос финансирования находится на контроле депутатов.
По инициативе депутата Вологодской городской Думы Соколовой Т.А. на территории МУК «Дом культуры льнокомбината» был организован детский спортивный городок.
Особое внимание было уделено централизованной библиотечной системе. Всего в городе 115 библиотек, включая школьные, вузовские, профсоюзные, публичные и т.д. Здесь уже давно назрела масса проблем, которые нужно немедленно начать разрешать, что особенно понимают депутаты, работая с людьми в округах.
Одна из них – состояние книжных фондов. Почти половину книжных фондов составляла морально устаревшая литература, значительно возросла доля их изношенности, сократились новые поступления. Это ведет к ослаблению роли библиотек в продвижении чтения и информационного обеспечения населения.
Другой проблемой является слабое состояние материально-технической базы. Уже критическим кажется отставание библиотек в техническом оснащении: отсутствие телефонной связи, отсутствие транспортных средств для нестационарного обслуживания населения и доставки литературы. Комплекты компьютерной техники имеются не везде. Это не позволяет библиотекам в полной мере выполнять функции, возложенные на них обществом.
Не менее остро стоит проблема с кадрами, большая часть которых нуждается в коренном совершенствовании своих профессиональных знаний, приобретении новых умений и навыков.
Модернизация библиотек должна стать особой вехой в развитии библиотечного дела города Вологды, которая обеспечит переход на новые технологии обслуживания, позволит использовать многообразие информационных ресурсов в интересах жителей.
Развитие системы информационных технологий потребовало от библиотек формирования фонда электронных носителей информации, в т.ч. создания собственных баз данных.
Все эти задачи стояли перед исполнителями городской целевой программой «Комплектование, сохранение и использование библиотечных фондов МУК «Централизованная библиотечная система» на 2008-2010 годы», которая была утверждена решением Вологодской городской Думы от 10 декабря 2007 года № 630.
В отчетном году при поддержке депутатского корпуса сохранен филиал № 9 МУК «ЦБС»; произведены ремонтные работы в филиале № 13 на 400 000 рублей.
Положено начало модернизации: в частности создан официальный сайт МУК «ЦБС» - количество посещений уже составило более 15000; увеличился книгоооборот в целом и в том числе новых современных изданий, узкой и широкой направленности, периодики, на электронных носителях. Больше проводится мероприятий, направленных на различные слои населения: от пожилых людей до детей и молодежи, имеющих разные уровни восприятия литературы.
В сфере экономической политики и муниципальной собственности:
Вологодской городской Думой была принята комплексная Программа социально – экономического развития муниципального образования «Город Вологда» на 2011-2013 годы (решение от 06.12.2010 г. № 509), в которой определены стратегические цели и задачи социальной и экономической политики, критерии оценки результатов по реализации принятых обязательств. При подготовке данного документа к принятию депутатами очень тщательно были рассмотрены и сформулированы задачи, необходимые ресурсы для их реализации, детализированы и уточнены критерии оценки выполнения программы. По предложению депутатов Программа была дополнена перечнем из 26 приоритетных проектов и целевых программ, которые должны быть реализованы в её развитие. Потребность в средствах на программные цели на 2011-2013 годы составит 5 260,6 млн. рублей, в том числе из бюджета города предусматривается выделить 3 853,7 млн. рублей или 73 % от общей потребности.
Впервые, несмотря на имеющиеся трудности кризисного периода, городской Думой сначала была принята комплексная Программасоциально – экономического развития муниципального образования «Город Вологда» на 2011-2013 годы, а затем утверждён городской бюджет как финансовый ресурс по обеспечению развития города.
Большое внимание было уделено депутатами подготовке и принятию Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Вологды на 2011 год, который утверждён решением от 30.11.2010 г. № 503. Данным документом предусматривается продать 18 объектов нежилого фонда на сумму 126,5 млн. рублей. Основная задача, стоящая перед депутатами городской Думы, включить в план продаж именно те объекты, которые для
муниципалитета малозначимы или обременительно их содержание и сохранить социально значимые объекты недвижимости. Утверждённый план приватизации соответствует этим требованиям.
В процессе реализации плана приватизации муниципального имущества города Вологды на 2010 год депутатами вносились предложения по увеличению первоначальной стоимости 14 объектов нежилого фонда, выставляемых на продажу, с учётом их размещения на территории города, технического состояния, предполагаемой востребованности и других факторов экспертной оценки. Практиковались и выезды на отдельные объекты с целью повышения объективности рассмотрения вопросов. Такая работа позволила выставить на продажу и продать объекты недвижимости по более высоким стартовым ценам и получить в бюджет в 2010 году дополнительные средства.
В целях обеспечения мер, направленных на преодоление последствий финансово-экономического кризиса и поддержку субъектов малого предпринимательства, Вологодская городская Дума приняла в 2010 году ряд важных решений в сфере налогового законодательства.
В связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков городской Думой было внесено изменение в Положение о земельном налоге, которым снижены втрое налоговые платежи для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Такое решение было принято с целью поддержать промышленные предприятия города, которые всё ещё продолжают испытывать трудности, возникшие с кризисом в экономике. Аналогичный подход был предложен и при утверждении ставок арендной платы за муниципальные земли. В целях защиты интересов предпринимателей и для сдерживания роста цен на потребительские товары и услуги, которые ими реализуются, размеры ставок арендной платы за землю на 2010 год были сохранены на уровне 2009 года.
Городской Думой применяются меры индивидуальной поддержки организаций, осуществляющих деятельность социальной направленности и обслуживания населения, путем предоставления льгот по арендной плате за землю и муниципальные помещения.
Предоставление льгот по арендной плате, зачисляемой в бюджет города, осуществлялось в соответствии с Положением о порядке предоставления и отмены льгот по арендной плате. Льготы по арендной плате предоставлялись организациям независимо от их организационно-правовой формы в целях:развития образования и науки, физической культуры и спорта, культуры и искусства, сохранения культурных ценностей; проведения научных исследований;социальной защиты населения, охраны труда и здоровья граждан;защиты окружающей среды; поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Вологодской городской Думой в 2010 году были приняты 11 решений о предоставлении арендаторам льгот по арендным платежам в виде освобождения от арендной платы или снижения ставки арендной платы за земельные участки и за пользование муниципальными нежилыми помещениями.
При принятии решения в обязательном порядке для арендатора указывается цель направления высвободившихся в результате предоставления льготы денежных средств, в том числе:
1) Вологодской областной общественной организации содействия возрождению и развитию культурно-исторических традиций русского народа «Исток» - на проведение мероприятий, связанных с патриотическим воспитанием молодежи, по возрождению и изучению национальных традиций, культуры и быта русского народа.
2) Фонду поддержки гражданских инициатив и социальных проектов «Содействие» и Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в городе Вологде - на проведение научных исследований.
3) Вологодскому областному отделению Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» - на оказание гуманитарной, медицинской, реабилитационной помощи безнадзорным детям, детям из малообеспеченных семей, инвалидам, ветеранам.
4) Вологодской областной и городской организациям общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - на финансовую поддержку инвалидов.
5) Муниципальному унитарному предприятию «Ока» - на сохранение льготных тарифов для детей и пенсионеров.
6) Муниципальному унитарному предприятию «Вологдазеленстрой» - на реализацию мероприятий, осуществляемых в целях защиты окружающей среды.
Обеспечение организациям и предприятиям города муниципальной поддержки в виде снижения налогового бремени и обязательных платежей, способствует большей стабильности их работы, сохранению уровня их эффективности и социальных обязательств работодателей по отношению к работающим у них вологжанам.
С целью устранения сложившихся неравных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов были внесены изменения в Порядок размещения и организации работы объектов нестационарной торговой сети и иных передвижных объектов на территории города Вологды (решение от 18.02.2010 г. № 251) и в решение об оплате за размещение и эксплуатацию рекламных конструкций (решение от 04.05.2010 г. № 336). Эти решения способствовали повышению сбора неналоговых доходов и наведению порядка на городских территориях.
В целях совершенствования и актуализации городских нормативных актов и приведения их в соответствие с меняющимся федеральным и областным законодательством были внесены изменения в Методику определения арендной платы за пользование сооружениями, оборудованием и транспортными средствами, находящимися в собственности муниципального образования «Город Вологда» (решение от 25.03.2010 г. № 292), установлены на 2011 год ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от его суммарной стоимости (решение от 31.05.2010 г. № 358).
При принятии решений в сфере экономической политики и муниципальной собственности депутаты исходили из особенностей периода, необходимости достижения сбалансированности в интересах развития бизнеса и наполнения бюджета.
В сфере бюджетного законодательства:
В течение отчетного года неоднократно вносились изменения в решение «О Бюджете города Вологды на 2010 год» в части перераспределения утвержденных ранее показателей доходной и расходной частей бюджета. Городской Думойрассмотрено и принято 10 решений по внесению изменений и дополнений в бюджет города Вологды на 2010 год.
Необходимость внесения в течение года изменений обусловлена: поступлением дополнительных налоговых и неналоговых доходов в бюджет города;перераспределением безвозмездных поступлений из областного бюджета; уменьшением расходов на исполнение муниципальных гарантий; сокращением расходов на обслуживание муниципального долга. Кроме того, изменения вносились в связи с:
- предложениями главных распорядителей бюджетных средств;
- необходимостью решения вопросов местного значения, имеющих сезонный характер работ;
- необходимостью финансового обеспечения муниципального задания МАУ «Управление жилищного хозяйства города Вологды» на обеспечение работы светофоров и содержание дорожных знаков, передаваемых в муниципальную собственность, в рамках программы «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Город Вологда» на 2009-2012 годы»;
- увеличением межбюджетных трансфертов для компенсации дополнительных расходов, по мероприятиям, направленным на снижение напряжённости на рынке труда;
- необходимостью подачи от Вологодской области заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также в связи с уточнением объема финансовых средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» по муниципальному образованию «Город Вологда» и муниципальной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования «Город Вологда» на 2010 год);
- уменьшением ассигнований на реализацию Долгосрочной программы капитальных вложений муниципального образования «Город Вологда за счет экономии, сложившейся при проведении конкурсных процедур по инвестиционным проектам.
При рассмотрении и принятии изменений в Бюджет города на 2010 год в центре внимания депутатского корпуса находилось решение вопросов финансирования в социальной сфере. В течение года дополнительные средства из бюджета города направлялись на финансирование следующих мероприятий:
- приобретение ангиографической установки, проектные и строительно-монтажные работы по подготовке помещений для её размещения и организации отделения сосудистой хирургии в МУЗ «Вологодская городская больница № 1»;
- приобретение мебели в отремонтированное травматолого-ортопедическое отделение № 2 МУЗ «Вологодская городская больница № 1»;
- ремонт системы отопления, исследование фундаментов на базе МУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации»;
- ремонт зданий МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 4», МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 5»;
- подготовка МОУ ДОД «Муниципальная детская художественная школа» г. Вологды к новому учебному году (текущий ремонт и переоборудование здания на Советском проспекте);
- благоустройство территории МОУ ДОД «Детский морской центр «Меридиан»»;
- приобретение медицинского и технологического оборудования, мягкого инвентаря, посуды, мебели и хозяйственного инвентаря для вновь открываемых групп детских садов в 1 МКР ПЗ-23, д. 35 и на ул. Дзержинского, д. 7а;
- осуществление выплат заработной платы психологам в родильных домах, больницах;
- завершение строительства Универсального спортивного комплекса на улице Конева;
- приобретение специальной техники для подготовки лыжных трасс, мест проведения соревнований, обеспечения массового катания на коньках жителей города;
- приобретение оборудования для комплектования объекта «Зал единобороств»;
- увеличение количества ставок тренеров-преподавателей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования для организации дополнительных групп на базе общеобразовательных школ;
- обеспечение деятельности МОУ «Межшкольный учебный комбинат» для работы с трудными подростками;
- социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны на приобретение (строительство) жилья;
- замену газового оборудования и ремонт жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны;
- ремонт улиц: Шмидта, Московская (от Текстильщиков до Петрозаводской), кольцевой развязки на ул. Конева;
- благоустройство дворовых территорий жилых домов (в избирательных округах по предложениям депутатов);
- содержание городских территорий; содержание территории улично-дорожной сети в связи с увеличением убираемых территорий и применением технологий увлажненной солью;
- увеличение взносов в уставный капитал МУП «Ока»: с целью реконструкции здания по Советскому проспекту, д.125 для размещения городского санитарного пропускника и на приобретение и установку парогенератора;
- строительство нового муниципального кладбища вблизи д.Козицино;
- устранение последствий урагана, прошедшего в июне 2010 года;
- снос расселённых муниципальных домов;
- обеспечение работы светофоров и содержание дорожных знаков.
Средства также были направлены на реализацию муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и туризма в городе Вологде на 2009-2011 годы» и на реализацию следующих инвестиционных проектов:
«Реконструкция спортивного сооружения по ул. Беляева, 13б»;
«Реконструкция здания, в котором размещён МОУ ДОД «Детский морской центр «Меридиан»;
«Строительство наружных инженерных сетей к жилым домам по адресам: г. Вологда, п. Прилуки в квартале, ограниченном улицами: Колхозная-Мелиораторов-Строителей; г. Вологда, Советский проспект, д. 75в-Судоремонтная, д.7»;
«Развитие сети образовательных учреждений»;
«Развитие сети объектов физической культуры и массового спорта».
Основным нормативным правовым актом, требующим особого внимания в силу его значимости и сложности, является Бюджет города, ежегодно утверждаемый Вологодской городской Думой на очередной финансовый год. Над проектом бюджета работают все без исключения постоянные комитеты и депутаты Думы, а также фракция «Единая Россия» Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Вологодской городской Думе. Поэтому одним из важнейших событий совместной конструктивной деятельности всех органов местного самоуправления города: Главы города Вологды, Вологодской городской Думы, Администрации города Вологды, Контрольно-счетной палаты города Вологды - стало рассмотрение и принятие решения «О Бюджете города Вологды на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в сроки, установленные Положением о бюджетном процессе в городе Вологде (решение от 24.12.2010 г. № 518).
Характерными особенностями принятого бюджета являются: переход на трехлетний бюджет (внедрение долгосрочного планирования); значительное увеличение объемов бюджетных средств, направляемых в инвестиционные проекты, охватывающие практически все основные сферы жизнедеятельности города; рост числа городских целевых программ.
При формировании бюджета учтены основные цели и задачи на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, сформулированные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года «О бюджетной политике в 2011-2013 годах», в основных направлениях налоговой и бюджетной политики Вологодской области на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов, в Обращении Главы города Вологды к жителям города Вологды о бюджетной политике на 2011-2013 годы.
В ходе работы над проектом бюджета города на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов постоянными комитетами и депутатами городской Думы было внесено 27 поправок, Главой города Вологды - 7 поправок. По итогам работы согласительной комиссии по всем поправкам и предложениям была выработана согласованная позиция и дополнительно выделены средства на:
- ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности (медицинским работникам МУЗ «Городская поликлиника № 5», подстанции № 5 МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в селе Молочное, проживающим в сельской местности, и специалистам в области культуры и искусства, проживающим в селе Молочное и работающим в МУК «Централизованная библиотечная система», МАУК «Культурно-досуговый центр «Мир»»);
- расширение проезжей части к МУЗ «Вологодская городская поликлиника № 1», устройство стоянок по ул. Мальцева, укрепление обочин по ул. Челюскинцев, вынос электрических сетей и кабельных линий из зоны выполнения работ по расширению проезжей части ул. Мальцева и 3 Интернационала;
- на исполнение муниципальных гарантий в связи с принятием решения о реализации МУП «Вологдагортеплосеть» инвестиционного проекта с участием Европейского банка реконструкции и развития;
- на осуществление выплат Почетным гражданам города Вологды;
- на содержание МУ «Градостроительный центр города Вологды» в целях обеспечения проведения энергетического обследования объектов муниципальной собственности силами МУ «Градостроительный центр города Вологды»;
- на реализацию мероприятий по содействию занятости населения.
Источником финансирования вышеназванных мероприятий стали увеличение доходной части бюджета за счет дополнительного поступления земельного налога в сумме 8 млн.рублей и внутриотраслевое перераспределение средств.
Бюджет города Вологды на 2011 год принят со следующими основными характеристиками:
прогнозируемый общий объем доходов - в сумме 5 390 309,0 тыс. рублей;
общий объем расходов - в сумме 5 777 566,6 тыс. рублей;
дефицит бюджета города - в сумме 387 257,6 тыс. рублей или 10,0 процентов от общего прогнозируемого объема доходов бюджета города без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В 2011 году в целом планируется увеличение доходов бюджета города в сравнении с ожидаемой оценкой за 2010 год на 291,4 млн. рублей, или на 5,7%. В 2012 году прогнозируется сокращение доходов бюджета города к 2011 году на 31,5 млн. рублей или 0,6%, а в 2013 году – увеличение к 2012 году на 77,8 млн. рублей, или 1,5 процента.
Удельный вес собственных (налоговых и неналоговых) доходов в бюджете города увеличится с 67,5% в 2010 году до 81,0% в 2013 году, ежегодный их прирост составит в 2011 году (за счет налоговых доходов) 13,4%, в 2012 году – 9,9%, в 2013 году – 2,7 процента.
Общий объем безвозмездных поступлений из областного бюджета в 2011 году составит 1481,0 млн. рублей, что меньше, чем в 2010 году на 136,8 млн. рублей, или 8,5 процента. На 2012 и 2013 годы планируется дальнейшее сокращение поступлений из областного бюджета в сравнении с предыдущим периодом соответственно на 415,2 млн. рублей (28,0%) и 36,8 млн. рублей (3,5%).
Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов по оценке 2010 года составит 32,5%, снизится в 2011 году до 27,6%, в 2012 году - до 20,0%, в 2013 году - до 19,0 процентов.
Расходыбюджета города в 2011 году предусмотрены в объеме 5777,6 млн. рублей, с ростом к ожидаемой оценке 2010 года на 358,9 млн. рублей, или на 6,7%, в 2012 году – 5754,6 млн. рублей, на 7,3 млн. рублей (0,1%) больше чем в 2011 году, в 2013 году – 5844,3 млн. рублей, на 89,4 млн. рублей (1,6%) больше чем в 2012 году.
В общем объеме расходов бюджета города на 2011 год 3727,4 млн. рублей, или 64,9% составляют расходы по отраслям социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика), которые уменьшаются по сравнению с текущим годом на 38,5 млн. рублей (на 1,0%). На 2012-2013 годы расходы на социальную сферу планируются примерно на том же уровне: 3735,2 млн. рублей (64,9%) и 3727,9 млн. рублей (63,8%) соответственно.
Рост финансирования в 2011 году предусмотрен по трем разделам «Национальная оборона» на 13,2%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 48,5% , «Здравоохранение» - на 4,2 процента. По остальным разделам расходы бюджета планируются на уровне или со снижением к уточненным назначениям 2010 года. Одной из причин этого является изменение классификации расходов бюджета. С 2011 года ряд отраслей и направлений расходов выделяются в отдельные разделы: 1100 «Физическая культура и спорт», 1200 «Средства массовой информации», 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга».
В сопоставимых условиях на 2011 год увеличение расходов планируется по пяти отраслям: «Национальная оборона» на 13,2%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 48,5%, «Культура, кинематография» - на 2,8%, «Здравоохранение» - на 35,3%, «Обслуживание государственного и муниципального долга» - в 2,8 раза. В 2012 году рост расходов к уровню 2011 года прогнозируется всего по 4 разделам: «Национальная экономика» - на 11,4%, «Образование» - на 6,7%, «Культура, кинематография» - на 14,6%, «Обслуживание государственного и муниципального долга» - в 1,4 раза. В 2013 году увеличение расходов к 2012 году планируется уже по 7 разделам.
Условно утверждаемые расходы в 2012 году составят 140,5 млн. рублей, в 2013 году - 293,0 млн. рублей, 2,4% и 5% от объема расходов соответственно.
Планируется реализация 33 инвестиционных проектов, из них в 2011 году – 28 проектов.
Данные структуры доходов и расходов бюджета города Вологды на 2011 год приведены в следующих диаграммах:
Объем поступления доходов бюджета города Вологды
в разрезе доходных источников
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Вологде Вологодской городской Думой рассмотрен в установленные законодательством срокии утвержден отчет об исполнении городского бюджета за 2009 год (решение от 28.05.2010 г. № 355). Утвержденный бюджет города Вологды за 2009 финансовый год исполнен по доходам в сумме – 4410778,4 тыс. рублей, или 95,7% от утвержденного объема поступления доходов, по расходам в сумме – 4385683,0 тыс. рублей, или на 90,2%. Неисполненный объем бюджетных назначений составил 475,5 млн. рублей. 2009 год завершен с профицитом в сумме 25,1 млн. рублей при планировавшемся дефиците 251,0 млн. рублей. Предельные значения по объему муниципального долга и расходам на его обслуживание, муниципальным гарантиям, установленные Бюджетным кодексом РФ, не превышены.
Несмотря на кризисные явления, сокращение объемов поступлений собственных доходов бюджета и помощи из областного и федерального бюджетов, исполнение бюджета города в 2009 году происходило, в основном, без срывов в стабильном режиме. Дополнительные поступления по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу с физических лиц и госпошлине позволили перекрыть выпадающие суммы по остальным налоговым платежам и выполнить бюджетные назначения в целом. Были профинансированы все необходимые текущие расходы, продолжилось благоустройство города: ремонт улиц, набережной, скверов, достроена и введена в эксплуатацию городская поликлиника № 1.
Наибольший объем средств бюджета города был направлен на финансирование образования (40%), жилищно-коммунального хозяйства (20%), а также здравоохранения, физической культуры и спорта (14%). Как и в предыдущем году, удалось привлечь средства федерального Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства, изыскать необходимые собственные средства и в результате продолжить реализацию мероприятий по расселению граждан из аварийных и ветхих домов, капитальному ремонту и строительству жилых домов. В целом на реализацию инвестиционных проектов, включенных в долгосрочную программу капитальных вложений, направлено 294,2 млн. рублей, в том числе из бюджета города 176,3 млн. рублей, из областного бюджета - 117,9 млн. рублей. Своевременное и в полном объеме выполнение муниципальными предприятиями своих обязательств по погашению кредитов позволило не расходовать на эти цели зарезервированные средства бюджета в сумме 97,1 млн. рублей, а за счет сложившейся экономии направить на увеличение уставных капиталов двух муниципальных предприятий 26,1 млн. рублей. Не потребовалось привлекать банковские и бюджетные кредиты в первоначально запланированных объемах и расходовать средства резервных фондов в сумме 25,2 млн. рублей.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, градостроительства, землеустройства и экологии:
Наиболее значимыми в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, градостроительства, землеустройства и экологии являются следующие решения Вологодской городской Думы, принятые в отчетном году:
1) Приняты Правила землепользования и застройки города Вологды (решение от 10.12.2010 г. № 510) в целях выполнения требований федерального законодательства о недопустимости предоставления земельных участков для строительства при отсутствии указанных правил с 1 января 2012 года.
Применение утвержденных Правил создаст условия для эффективного землепользования и развития территории на уровне муниципального образования и для подготовки документации по планировке территории и проведения торгов по предоставлению земельных участков в целях жилищного и иных видов строительства.
Правила действуют на всей территории города Вологды и обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории муниципального образования «Город Вологда», а также судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки.
2) Утверждены нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «Город Вологда» (решение от 31.05.2010 г. № 357), которые разработаны в целях обеспечения устойчивого развития города с учетом особенностей его формирования, благоприятных условий жизнедеятельности населения, предупреждения и устранения вредного воздействия на население факторов среды обитания, требований по охране окружающей среды, рациональному использованию территории и природных ресурсов, улучшению санитарно-эпидемиологического и экологического состояния территории города.
Принятым решением увеличен удельный размер площадок для временной стоянки автотранспорта с 1 кв. м на человека до 2 кв. м; установлен радиус доступности от храмовых комплексов до остановок общественного транспорта; исключено понятие площадки для сушки белья.
Нормативы разработаны на основе действующих федеральных законов, иных нормативных актов и обязательны для применения всеми субъектами градостроительной деятельности, действующими на территории города Вологды.
3) Установлены предельные сроки аренды земельных участков (решение от 24.06.2010 г. № 377), находящихся в собственности муниципального образования «Город Вологда»:
для целей, не связанных со строительством (для сельскохозяйственного использования - огородничество, садоводство, сенокошение, выпас скота, ведение личного подсобного хозяйства, для размещения временных сооружений, для устройства открытых площадок для складирования и хранения материалов, техники, для парковок служебного или гостевого автотранспорта, маршрутных и иных транспортных средств, для иных целей, предусмотренных документами территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий), - 5 лет;
под объектами капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, - 25 лет;
под гаражными боксами в гаражно-строительных кооперативах и индивидуальными гаражами, за исключением временных металлических гаражей, - 10 лет.
4) Внесены существенные изменения в Правила благоустройства города Вологды (решения от 04.05.2010 г. № 335, от 24.06.2010 г. № 381 и № 382, от 28.09.2010 г. № 422). Внесенные в Правила изменения:
- повышают качество проведения земляных работ, связанных с разрытием и в соответствии с ГОСТами требований к состоянию дорог, допустимому по условиям безопасности дорожного движения;
- устанавливают ответственность для изготовителей и распространителей афиш, объявлений в неустановленных местах;
- обеспечивают безопасность движения пешеходов в местах проведения земляных работ;
- повышают ответственность юридических и физических лиц, являющихся заказчиками работ, связанных с разрытием;
- определяют время ежедневной уборки отведенных и прилегающих территорий: в летнее время (подметание, мойка, полив дорог и тротуаров) до 7.00 часов утра, в течение дня - поддерживающая уборка; в зимнее время до 8.00 часов утра, вывоз снега - в течение суток на снежную свалку.
5) Внесены изменения в Положение о порядке эксплуатации и содержания кладбищ на территории города Вологды (решения от 29.04.2010 г. № 313, от 24.09.2010 г. № 415), которыми четко определен возраст граждан, для которых разрешен въезд на территорию кладбищ (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет). Из функций специализированной службы по вопросам похоронного дела исключены функции органов местного самоуправления, в том числе: эксплуатация и содержание муниципальных кладбищ; назначение администрации кладбища руководителем специализированной службы по вопросам похоронного дела; отвод участка земли под захоронение, а также регистрация и учет захоронений администрацией кладбища, назначаемой руководителем специализированной службы по вопросам похоронного дела.
6) В целях улучшения обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности движения при осуществлении перевозок пассажиров городским наземным электрическим транспортом внесен ряд изменений в решение Вологодской городской Думы от 28 октября 2004 года № 132 «О мерах по улучшению перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории муниципального образования «Город Вологда» (решение от 07.05.2010 г. № 348), связанных с повышенными требованиями к работе общественного транспорта.
Изменения предусматривают: создание условий инвалидам для беспрепятственного пользования городским пассажирским транспортом; уточнение требований к объединениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части наличия необходимого для обслуживания маршрута в соответствии с условиями конкурса количества автобусов; уточнение порядка оценки транспортных средств и их качества.
7) Внесены изменения в Перечень парков, садов, скверов и бульваров города Вологды, которыми уточнено расположение скверов и бульваров на территориях города и занимаемые ими площади (решение от 25.03.2010 г. № 300), а также по предложениям депутатов Перечень дополнен двумя новыми скверами:
- сквером по ул. Мишкольцская(решение от 29.10.2010 г. № 466). Ранее это был заброшенный земельный участок в границах домов по улицам Можайского и Мишкольцская. После принятия решения на указанном участке земли организовано содержание сквера и уход за имеющимися зелеными насаждениями.
- сквером по ул. Машиностроительная (решение от 02.03.2010 г. № 571). В 2011 году планируется устройство сквера на земельном участке в границах между рестораном «Огни Сухоны» и МАУК «ДК «Речник»».
По совместной инициативе Главы города Вологды и депутатов городской Думы силами МУП «Вологдазеленстрой» проведены работы по углублению дна и очистке прудов в Кремлёвском саду, расположенном в границах проспект Победы, улиц Ленинградская, С.Орлова и территории Вологодского Кремля (бывший парк ВРЗ), вывезено 2,5 тыс. м3 илового осадка.
На постоянном контроле депутатов – членов постоянного комитета по городской инфраструктуре в отчетном периоде находились такие важные вопросы, касающиеся обеспечения условий безопасного проживания граждан города, как: содержание городских территорий, уличное освещение, снос сгоревших домов и незаконно установленных временных сооружений, благоустройство дворовых территорий, ремонт улично-дорожной сети города, принятиемер по предупреждению загрязнения окружающей среды и развитие в городе Вологде цивилизованной сети уличных туалетов.
Депутаты - члены фракции «Единая Россия» Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Вологодской городской Думе, внесли предложение провести в городе благоустройство дворовых территорий. Департаментом городского хозяйства Администрации города на основании предложений депутатов, сформированных по обращениям жителей города, была разработана и утверждена городская целевая программа «Благоустройство дворовых территорий жилых домов, расположенных на территории муниципального образования «Город Вологда», на 2010 год». Программа предусматривала ремонт 45 дворовых территорий. На благоустройство было выделено 13168,5 тыс. рублей (на каждый избирательный округ - 500 тысяч рублей). Работы по благоустройству были выполнены в полном объеме. Часть средств, сэкономленных от благоустройства в округах, была направлена на благоустройство территории у детской городской поликлиники № 1.
Все депутаты городской Думы приняли активное участие в реализации постановления Администрации города Вологды от 05 мая 2010 года № 2162 «О вырубке старовозрастных и аварийных деревьев», направив конкретные предложения по своим избирательным округам. Всего в 2010 году на эти цели освоены средства в сумме 4,8 млн. рублей и вырублено 599 старовозрастных и аварийных деревьев.
Очень оперативно сработали депутаты по выявлению последствий прошедшего 27 июня 2010 года урагана. Информация от депутатов по всем избирательным округам о необходимости принятия тех или иных мер поступила в городскую Думу и Администрацию города буквально за одни сутки, поэтому в сжатые сроки были проведены восстановительные мероприятия.
Неоднократно в городской Думе обсуждались вопросы по предоставлению услуг водоснабжения и водоотведения населению города и имеющиеся в этой сфере проблемы. Депутаты при рассмотрении данных вопросов оказывают содействие в реализации МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» утвержденных программ, совместно с Администрацией города ищут возможные пути по улучшению качества потребляемой населением питьевой воды, уменьшению потерь при водозаборе.
В 2010 году депутаты посетили все объекты МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» с целью получения полной информации о деятельности предприятия, его модернизации, новом строительстве, реконструкции существующих блоков очистных сооружений водовода города, а также о расходовании собираемой инвестиционной надбавки к тарифу на водоснабжение.
В сфере нормотворческой деятельности:
В 2010 году Вологодской городской Думой принято пять решений о внесении законодательных инициатив в Законодательное Собрание Вологодской области, в том числе:
- проекта закона области «О внесении изменений в закон области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных отношений»;
- трех проектов законов области о внесении изменений и дополнений в Кодекс Вологодской области об административных правонарушениях;
- проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и статью 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Принятие предложенного проекта федерального закона обеспечило бы ускорение проведения работ по формированию, постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков под многоквартирными домами и осуществлению государственной регистрации права общей долевой собственности на указанные земельные участки собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, что будет способствовать обеспечению дополнительных поступлений в бюджеты муниципальных образований.
Депутатами городской Думы было принято обращение в Законодательное Собрание Вологодской области с предложением о внесении законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, заключающейся в установлении административной и уголовной ответственности за осуществление незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, учитывая острое социальное значение негативных последствий деятельности игорных заведений.
В ходе работы по формированию нормативной правовой базы города городской Думой были приняты следующие решения:
1) «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Вологда»» (решение от 05.05.2010 г. № 337), которым нормы Устава приведены в соответствие с федеральным законодательством.
2) «О реализации права на участие в осуществлении отдельных государственных полномочий» (решение от 28.09.2010 г. № 426), которым установлено, что органы местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда» участвуют в реализации отдельных государственных полномочий, не переданных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по принятию решений о признании частных жилых помещений, находящихся на территории муниципального образования «Город Вологда», пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании обращений собственников указанных жилых помещений, относящихся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) и одиноких престарелых граждан в соответствии с законом Вологодской области от 26 января 2006 года № 1409-ОЗ «О специальном жилом доме для одиноких престарелых» (с последующими изменениями), и что осуществление этих государственных полномочий обеспечивается Администрацией города Вологды и финансируется за счет средств бюджета города Вологды в пределах выделенных на эти цели ассигнований.
3)«Об утверждении Положения о сроках приема и рассмотрения предложений по персональному составу Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Вологды, порядке рассмотрения данных предложений и перечне прилагаемых к ним документов» (решение от 30.11.2010 г. № 484). Принятие решения обусловлено внесением изменений в статью 4.2 закона Вологодской области от 28 ноября 2005 года № 1369-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере административных отношений» в части создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных района и городских округах области.
Положением установлено: кто именно может входить в состав комиссии, что состав комиссии утверждается решением Вологодской городской Думы, в каком порядке, в какие сроки и с приложением каких документов подаются предложения по персональному составу комиссии, кем, в каком порядке и в какие сроки они рассматриваются.
4) «Об экспертной комиссии муниципального образования «Город Вологда» (решение от 25.03.2010 г. № 306). Принято в целях создания экспертной комиссии для оценки предложений об определении иных мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и иных общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) и (или) лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в дополнение к перечню таких мест, установленных законом Вологодской области от 29 декабря 2003 года
№ 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (с последующими изменениями), утверждения Положения об экспертной комиссии муниципального образования «Город Вологда» и её состава.
5) «О внесении изменений в Положение о порядке и правилах организации и проведения мероприятий с применением фейерверков и иных пиротехнических изделий на территории муниципального образования «Город Вологда» (от 06.05.2010 г. № 341). Принято в целях приведения Положения в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 1052 «Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий».
В течение 2010 года также принимались решения Вологодской городской Думы о реализации права на участие за счет средств бюджета города Вологды в осуществлении отдельных государственных полномочий, не переданных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе:
- по участию в организации и финансировании проведения оплачиваемых общественных работ;
- по участию в организации и финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- по утверждению порядка формирования спортивных сборных команд муниципального образования «Город Вологда» и осуществлению их обеспечения;
- по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- по оказанию содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка;
- по обеспечению реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий;
- по реализации прав религиозных объединений и общественных объединений,
а также иных государственных полномочий в сферах жилищных отношений, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, трудовых отношений и занятости, розничной торговли, в том числе алкогольной продукцией, муниципальных лотерей.