Глава города
Вологды
Депутат
по округу
 

Созывы Вологодской городской Думы

 

СОВЕТ САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. ВОЛОГДЫ

1996 – 1999 г.г. (II СОЗЫВ)

 





На фотографии: в первом ряду слева: И.А.Литвинов, М.Д.Зарецкий, И.В.Степанов, Н.В.Соколов, Л.С.Совков, А.В.Тулов.

Во втором ряду слева: М.К.Банщиков, В.А.Беляев, Б.Ф.Громов, М.Г.Бондарь, С.В.Беляев, Л.В.Смирнов, Н.А.Нанаев, В.В.Бушин,

Л.П.Чугунов, О.Б.Никифорова, А.А.Шамгин, Н.А.Гришанов, В.С.Копылов, Р.Я.Соловьева, А.Я.Волосков, А.Н.Лукичев, А.Г.Бажин, В.И.Игнатюк, Л.Б.Кундина, А.С.Якуничев (Глава города Вологды), И.И.Кротченко.


 

                     

Ø Установленное число депутатов – 30 

Ø Срок полномочий депутатов – 4 года

Ø Дата проведения основных выборов – 25 февраля 1996 года, избрано 27 депутатов,

 не состоялись выборы  в 3-х избирательных округах

Ø Дата проведения повторных выборов – 6 октября 1996 года, избрано 3 депутата

Ø Участвовало в выборах – 149 кандидатов (в основных - 137 и в повторных  – 12)

Ø Переизбрались – 1 депутат  1-го созыва

Ø Дата первой сессии созыва – 6 марта 1996 года

Дата последней сессии созыва – 16 декабря 1999 года

Ø Образование:  высшее – 28 депутатов, среднее профессиональное –  2 депутата

Ø Гендерный состав  - 27 мужчины и 3 женщины

Ø Средний возраст депутатов –  45,8 лет

наименьший возраст депутата – 22 года (Гришанов Н.А.)

наибольший возраст депутата  - 68 лет (Громов Б.Ф.)

Ø Проведено: 30 сессий Совета самоуправления, 134 заседания Президиума Совета

Ø Принято 1064 решения:  539 решений Совета самоуправления, 525 решений Президиума Совета

 

 

Состав депутатского корпуса 2-го созыва

 

Избраны 25 февраля 1996 года:

        

1. Бажин Александр Григорьевич

2. Банщиков Михаил Константинович

3. Беляев Владимир Александрович

4. Беляев Сергей Викторович

5. Бондарь Михаил Григорьевич

6. Бушин Василий Васильевич

7. Верхнёв Сергей Николаевич

8. Волосков Александр Яковлевич

9. Громов Борис Федорович

10.Гришанов Николай Анатольевич

11.Игнатюк Валерий Иванович

12.Копылов Вадим Стефанович

13.Кротченко Игорь Ильич

14.Кундина Людмила Борисовна

15.Литвинов Игорь Андреевич

16.Лукичев Александр Николаевич

17.Нанаев Николай Алексеевич

18.Никифорова Ольга Борисовна

19.Собанин Валентин Николаевич

20.Совков Леонид Сергеевич

21.Смирнов Леонид Васильевич

22.Соколов Николай Владимирович

23.Соловьева Раиса Яковлевна

24.Тулов Александр Валентинович

25.Ушаков Николай Евгеньевич

26. Чугунов Лев Павлович

27. Шамгин Анатолий Алексеевич

 

                

Избраны 6 октября 1996 года:

28.Зарецкий Михаил Давыдович

29.Пудов Валерий Александрович

30.Степанов Игорь Васильевич

 

 

 

Совет самоуправления г. Вологды 1996 – 1999 г.г. (2-й созыв) 

 

Выборы  депутатов городской Думы 2-го созыва состоялись 25 февраля 1996 года по тридцати одномандатным округам. Выборы состоялись в 27-и избирательных округах. Так же как и в выборы в городскую Думу 1-го созыва в трёх  избирательных округах выборы в Думу 2-го созыва были признаны несостоявшимися, так как число голосов, поданных против всех кандидатов, превысило число голосов, поданных за кандидатов, набравших наибольшее число голосов в избирательных округах №№ 14, 16, 22. Повторные выборы по этим трём избирательным округам состоялись 6 октября 1996 года.

Первую после выборов организационную сессию 6 марта 1996 года открыл старейший депутат Борис Федорович Громов, поздравивший депутатов с избранием. Со словами приветствия выступили Глава Администрации города Вологды А.С.Якуничев и заместитель председателя Совета самоуправления г. Вологды (городской Думы) 1-го созыва А.М.Глебов, было зачитано поздравление от председателя Законодательного Собрания Вологодской области Г.Т. Хрипеля.

Председательствующим на первой сессии  избрали депутата А.Я.Волоскова, секретарем сессии  депутата В.В.Бушина, в группу счетчиков для подсчета голосов при голосовании вошли депутаты В.И.Игнатюк, И.А.Литвинов, Л.П.Чугунов.

В повестке дня значились вопросы: о регламенте, выборы председателя и заместителей председателя Совета, о структуре и наименовании Совета, выборы председателей депутатских комиссий. Но для их рассмотрения депутатам не хватило одного дня. Первым вопросом был детально рассмотрен и проголосован по каждому пункту Регламент первой организационной сессии Совета самоуправления г. Вологды (городской Думы). Следующим вопросом  стояли выборы председателя Совета самоуправления г. Вологды (городской Думы), для проведения которых избрали счетную комиссию, в которую вошли депутаты Р.Я. Соловьева, Л.П.Чугунов, И.А.Литвинов.

Только к концу дня и лишь с третьей попытки Совет самоуправления 2-го созыва получил председателя. Для его избрания понадобилось провести три голосования. Кандидатами на пост председателя были выдвинуты пять депутатов: В.В.Бушин, А.А.Шамгин, А.Г.Бажин, А.Н.Лукичев, М.К.Банщиков. Депутат А.А.Шамгин снял свою кандидатуру. Оставшиеся четыре кандидата выступили с краткой автобиографией и своим видением задач городской Думы, ответили на вопросы депутатов. В бюллетень для тайного голосования по выборам председателя Совета были внесены фамилии четырёх депутатов. По результатам проведенного тайного голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого для избрания количества голосов. Состоялся второй тур голосования по двум кандидатам А.Г.Бажину и А.Н.Лукичеву, получившим наибольшее  количество голосов в первом туре голосования.

Однако, как и в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого для избрания количества голосов, девять голосов было подано против всех кандидатов. Поэтому, были проведены повторные выборы на пост председателя Совета самоуправления г. Вологды (городской Думы) с новым выдвижением кандидатов. На повторных выборах  в бюллетень для тайного голосования были внесены три кандидата: И.И.Кротченко, А.Н. Лукичев, М.К.Банщиков. В результате голосования председателем Совета самоуправления г. Вологды (городской Думы) избран депутат Игорь Ильич Кротченко.

Затем  депутаты большинством голосов определили, что будет два заместителя председателя Совета. И если вопрос о работе председателя Совета на постоянной основе не вызвал разногласий и депутаты единогласно проголосовали за это положение, то вопрос  о работе заместителей на постоянной или неосвобожденной основе  вызвал споры. Первоначально предложение о работе одного заместителя на постоянной основе и одного на неосвобожденной основе не нашло поддержки у депутатов и получило всего два голоса «за»,  за следующее предложение о работе обоих заместителей на постоянной основе  депутаты проголосовали единогласно. Однако, выдвинуть кандидатов на посты заместителей председателя и провести голосование по их избранию в этот день депутатам не удалось.

Было принято решение продолжить заседание первой сессии 14 марта 1996 года, на котором депутаты продолжили решать организационные вопросы. Так, вернулись к вопросу о заместителях председателя Совета, отменив своё предыдущее решение о двух освобожденных заместителях,  и приняли решение об установлении двух должностей заместителей председателя Совета, в том числе одного – на постоянной основе, одного – без освобождения от основной трудовой деятельности. По результатам тайного голосования заместителем, работающим на постоянной основе, был избран депутат Александр Николаевич Лукичев, и заместителем, работающим без освобождения от основной трудовой деятельности, избран депутат Вадим Стефанович Копылов.

После проведения выборов депутаты утвердили структуру представительного органа местного самоуправления города Вологды, в которую вошли Президиум Совета самоуправления и постоянные депутатские комиссии.

В состав Президиума вошли по должности председатель Совета самоуправления, его заместители и председатели постоянных депутатских комиссий. В дальнейшем в состав Президиума, кроме лиц, входящих по должности, были включены избираемые Советом самоуправления ежегодно по принципу ротации два депутата. На второй сессии членами Президиума тайным голосованием избраны депутаты Александр Валентинович Тулов и Лев Павлович Чугунов. Численный состав Президиума составил 11 человек.

Утвержденной структурой Совета  предусматривалось образование шести постоянных депутатских комиссий и на организационной сессии открытым голосованием  были избраны председателями комиссий:

по экономике и бюджету – депутат Волосков Александр Яковлевич;

по образованию и культуре – депутат Кундина Людмила Борисовна;

по законности и правопорядку – депутат Шамгин Анатолий Алексеевич;

по здравоохранению и физической культуре – депутат Соколов Николай Владимирович;

по экологии, землепользованию и градостроительству – депутат Литвинов Игорь Андреевич;

по социальной политике – депутат Банщиков Михаил Константинович.

Депутатам было предложено определиться до 21 марта с выбором постоянных депутатских комиссий и председателям комиссий представить их состав на утверждение, также была создана временная комиссия для подготовки регламента работы Совета, в которую вошли депутаты А.Я.Волосков, И.А.Литвинов, А.Н.Лукичев, Л.В.Смирнов, А.А.Шамгин.


Одним из вопросов, рассмотренных на организационной сессии, был вопрос  о новом наименовании представительного органа местного самоуправления г. Вологды. Из трёх предложенных вариантов: «Совет самоуправления г. Вологды», «Городская Дума», «Совет депутатов г. Вологды» депутаты большинством голосов проголосовали за наименование - Совет самоуправления г. Вологды.

На второй сессии 4 апреля 1996 года был принят постоянный Регламент Совета самоуправления г. Вологды, которым  устанавливался порядок организации деятельности Совета и основные правила его работы: по созыву, формированию повестки дня и проведению сессии, порядку выступлений и голосования на сессии, избранию и отзыву должностных лиц, избранию органов Совета, подготовке и проведению заседаний Президиума Совета, рассмотрению проектов решений и порядку их принятия. Временный регламент, действовавший в 1-м созыве, был признан утратившим силу. Регламент, принятый во 2-м созыве, претерпев ряд изменений, действовал почти пять лет, до февраля 2001 года.

Был утвержден персональный состав комиссий. Примерное количество депутатов в каждой из комиссий определили - четыре, однако ограничений по участию в нескольких комиссиях не устанавливалось, поэтому в течение срока полномочий Совета самоуправления г. Вологды 2-го созыва двенадцать депутатов входили в состав двух комиссий, депутат И.А.Литвинов – в состав трёх комиссий. Самыми многочисленными стали постоянная комиссия по бюджету и налогам, в которую входили тринадцать депутатов, и постоянная комиссия по социальной политике, в которую входили девять депутатов.

 

Персональный состав постоянных депутатских комиссий

Совета самоуправления г. Вологды 2-го созыва

 

По экономике и бюджету

Председатель комиссии -  Волосков А.Я.

Члены комиссии:

Банщиков М.К., Беляев В.А., Бондарь М.Г., Бушин В.В., Игнатюк В.И., Смирнов Л.В., Ушаков Н.Е., Чугунов Л.П., Зарецкий М.Д., Степанов И.В., Литвинов И.А. - с 21.11.1996, Кротченко И.И.  - с 25.09.1997

По образованию и культуре

Председатель комиссии – Кундина Л.Б.

Члены комиссии:

Бажин А.Г., Гришанов Н.А., Никифорова О.Б.,

Копылов В.С. - с 25.09.1997

По законности и правопорядку

Председатель комиссии – Шамгин А.А.

Члены комиссии:

Беляев С.В., Верхнев С.Н., Собанин В.Н.

По здравоохранению и физической культуре

Председатель комиссии – Соколов Н.В.

Члены комиссии:

Литвинов И.А., Нанаев Н.А., Соловьева Р.Я.,

Копылов В.С. - с 25.09.1997

По экологии, землепользованию и градостроительству

Председатель комиссии – Литвинов И.А.

Члены комиссии:

Громов Б.Ф., Кундина Л.Б., Совков Л.С., Ушаков Н.Е.,

Пудов В.А. - с 21.11.1996, Степанов И.В. - с 13.11.1997

По социальной политике

Председатель комиссии – Банщиков М.К.

Члены комиссии:

Беляев В.А., Бондарь М.Г., Гришанов Н.А., Громов Б.Ф., Никифорова О.Б., Тулов А.В., Чугунов Л.П. –

с 25.07.1996, Кротченко И.И. - с 25.09.1997

 

На этой же сессии Совет самоуправления г. Вологды принял решение о передаче части полномочий и функций Совета самоуправления г. Вологды Президиуму Совета самоуправления г. Вологды. Этим решением был установлен перечень вопросов, по которым решения принимаются исключительно на сессиях Совета самоуправления, а также норма о том, что в периоды между сессиями полномочия Совета самоуправления осуществляет Президиум Совета, который вправе принимать к рассмотрению и решать вопросы, отнесенные действующим законодательством к компетенции представительного органа местного самоуправления, кроме вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Совета самоуправления.

Также на второй сессии депутаты создали временную комиссию по разработке Устава г. Вологды, в которую вошли четырнадцать депутатов (В.А.Беляев, М.Г. Бондарь, В.В.Бушин, В.С.Копылов, И.И. Кротченко, И.А.Литвинов, А.Н.Лукичев, В.Н. Собанин, Л.С.Совков, Л.В.Смирнов, А.В. Тулов,  Н.Е.Ушаков,  А.А.Шамгин, И.В. Степанов –  с 21.11.1996),  и  три заместителя Главы Администрации города (М.И.Викторова,В.Н.Седов, А.А.Смирнов).

Как отметил в своём выступлении депутат А.Н.Лукичев, заместитель председателя Совета самоуправления г. Вологды, при рассмотрении и принятии в июле на сессии Устава:

 «Принятие Устава города – большое событие в нашей жизни, в жизни города. Появляется документ, в котором определяется экономическая, правовая, социальная основа деятельности городского самоуправления. Определяются полномочия органов городского самоуправления и должностных лиц. Главная цель принятия Устава – это дать реальную возможность населению города осуществлять свою власть. Идущий сегодня по всей стране процесс перехода от государственного управления к местному на уровне городов, районов, конечно же, не простой. Здесь сталкиваются различные подходы, различные видения тех или иных положений законов и, наконец, различные политические интересы. Всё это нашло отражение и в ходе подготовки нашего Устава».

 

Действительно, работа комиссии по подготовке Устава была сложной, потому что в самой комиссии определились два совершенно различных подхода  по основной концепции Устава.

            Первый подход предлагали депутаты – представители РКРП по следующей схеме: Глава города избирается из состава Совета самоуправления или назначается по контракту, происходит перераспределение полномочий в пользу представительного органа власти. Мотивами такой схемы её авторы считали недействительность, по их мнению, проведенного 17 декабря 1995 года референдума по основным положениям Устава г. Вологды. По мнению авторов этой схемы, принятие Устава представительным органом власти незаконно и структуру органов городского самоуправления и, соответственно Устав, должны принять только жители города на референдуме.

Второй подход по концепции Устава предлагали осуществить остальные депутаты – члены временной комиссии по следующей схеме: Глава города избирается всем населением и получает соответствующие полномочия, создается единая система городского самоуправления и с помощью различных противовесов сохраняются существующие полномочия действующих органов городского самоуправления. Обоснованием предложенной схемы были нормы действующего законодательства: положение статьи 3 Конституции РФ о праве народа на осуществление своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, и статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ, предусматривающей, что структура и порядок формирования органов местного самоуправления указываются в Уставе, а Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Авторы этого подхода основывались на результатах референдума от 17 декабря 1995 года по основным положениям Устава г. Вологды, на котором 79 % участников референдума высказались за выборы Главы города всем населением.

Уже на следующей сессии в июне 1996 года Советом самоуправления г. Вологды был рассмотрен вопрос об основных положениях проекта Устава города. Депутаты рассматривали два варианта: первый вариант - проект, предложенный группой депутатов «Коммунисты – Трудовая Вологда», и второй вариант - проект, подготовленный депутатами В.С.Копыловым, И.А.Литвиновым, А.Н.Лукичевым, В.Н.Собаниным. Большинством голосов был принят второй вариант основных положений проекта Устава города. В этом варианте депутатами предлагалась следующая структура органов самоуправления г. Вологды:

 

Представительный орган

самоуправления города

Совет самоуправления

г. Вологды,

состоящий из 30 депу­татов, избираемых населением

города сро­ком на 4 года,

который избирает из числа де­путатов председателя

Совета и его замести­телей, членов Президи­ума,

председателей

де­путатских комиссий

 

Глава города

выборное

долж­ностное лицо,

избираемое насе­лением города сроком на 4 года, возглавляющее Администрацию города на основе

единоначалия,

который подот­чётен населению и Совету само­управления г. Во­логды, входит

в состав Совета

самоуправления

г. Вологды и его

Президиума с правом решаю­щего голоса

Администрация города

исполнительный

ор­ган самоуправления

го­рода,

осуществляющий под

руководством Главы го­рода исполнительно-распорядительные функции

по предметам ведения города, с утверждением части

должностных лиц

адми­нистрации

Советом

са­моуправления

 

Органы

территори­ального

об­ществен­ного само­управления

 

Депутаты поддержали именно эту структуру органов городского самоуправления. Советом самоуправления большинством голосов было принято решение об основных положениях Устава города Вологды, которые и были положены временной комиссией в основу проекта первого Устава города Вологды. В целом проект Устава города готовился почти четыре месяца с момента создания временной комиссии по его разработке. Учитывая огромную важность документа, комиссия не взяла на себя ответственность определять, какое положение будущего Устава необходимо вносить в проект, а какое нет. Поэтому на сессии Совета, где сначала обсуждались основные положения Устава, а затем его принятие, были вынесены все предложения и поправки, поступившие в адрес Совета самоуправления г. Вологды. Проект Устава города был опубликован в газете «Вологодские новости». Свои замечания и предложения дали представители общественно-политических организаций, всего поступило 234 поправки, в том числе новая редакция трёх глав и трёх статей. Рассмотрение проекта Устава города и поступивших поправок на сессии проходило детально, путем голосования отдельно по каждой главе Устава. Депутат  Н.В.Соколов предложил  вернуться  к вопросу о наименовании представительного органа власти города и назвать его «Городская Дума» вместо «Совет самоуправления г. Вологды», однако предложение не нашло поддержки у депутатов, за него проголосовали только 8 депутатов.

На четвертой сессии 25 июля 1996 года  Совет самоуправления г. Вологды 2-го созыва принял первый Устав города Вологды, важнейший документ, являющийся основным городским законом.

После принятия Устава города Вологды работа над ним не прекратилась, полномочия временной комиссии по разработке Устава города Вологды были продлены с целью дальнейшего его совершенствования, изучения, обработки и систематизации поступающих предложений, замечаний граждан и организаций, а также для отработки редакции уставных положений и норм.

Первый Устав города Вологды действовал более 10 лет, до 1 января 2006 года, и в течение всего периода его действия в него вносились изменения и дополнения в целях приведения норм Устава в соответствие с менявшимся законодательством, за период с 1996 года по 2004 год было принято двадцать одно решение по внесению изменений в Устав города. Основные же положения Устава, устанавливающие структуру и порядок формирования представительного и исполнительного органов городского самоуправления, остались неизменными.

На этой же сессии Совет назначил выборы Главы города Вологды на 6 октября 1996 года, утвердив избирательным округом по выборам территорию города Вологды.

Интересна история вопроса о предоставлении Главе города Вологды права «вето» при подписании нормативных решений Совета самоуправления г. Вологды, который вызвал наибольшие споры в течение 2-го созыва.

В первоначальной редакции Устава города, принятой 25 июля 1996 года, Главе города было предоставлено право отклонить в 7-дневный  срок решения Совета по исчерпывающему перечню вопросов: о введении общеобязательных правил по предметам ведения города, об утверждении городского бюджета, программ развития города, об установлении местных налогов и сборов, об установлении порядка управления и распоряжения собственностью города, о проведении городских займов и лотерей. После принятия Устав города Вологды был зарегистрирован Управлением юстиции Администрации области. Принципиальных замечаний не было высказано, но в августе 1996 года прокуратурой Вологодской области был внесён протест по поводу право «вето» Главы города. На очередной сессии в сентябре протест был удовлетворен и право «вето» исключено из Устава города.

Практически через год, на десятой сессии в июле 1997 года, была сделана попытка вернуть право «вето» Главе города. При рассмотрении вопроса о внесении изменений в Устав города большая группа депутатов (А.Я.Волосков, В.С.Копылов, И.А.Литвинов, А.Н.Лукичев, Н.В.Соколов, И.В.Степанов, Н.Е.Ушаков, А.А.Шамгин) внесла поправку о введении права «вето» Главы города Вологды. Вопрос вызвал бурное обсуждение, однако при голосовании не хватило всего одного голоса для её принятия, «за» поправку проголосовали 15 депутатов, а для принятия необходимо было 16 голосов.

Из протокола десятой сессии Совета самоуправления г. Вологды от 10 июля 1997 года:

«Рассматриваем поправки группы депутатов (Волосков, Копылов, Литвинов, Лукичев, Соколов, Степанов, Ушаков, Шамгин).

По поправке к ст. 26 Устава города выступили:

Степанов И.В. - предложил поддержать право "вето" Главе города;

Смирнов Л.В. - Глава города подотчетен Совету самоуправления, не имеет право накладывать "вето" на решения Совета;

Соколов Н.В. - Глава города имеет право приостановить наше решение;

Степанов И.В. - "вето" - это не запрет, это приостановка действия решения на определенный срок;

Пудов В.А. - в принципиальных вопросах вся наша деятельность остается первоочередной по отношению к исполнительной власти. Право "вето" Главы города нисколько не ущемляет нас как депутатов.

Волосков А.Я. - "вето" не запрет, а приостановка.

Якуничев А.С. - Глава города избран населением, за меня проголосовало 69 тыс. населения. Год назад при принятии Устава при разграничении полномочий оговаривалось, что полномочия Совета и Президиума будут компенсироваться введением в ст. 22 права "вето".

Беляев В.А. - Вы отказали нам в проведении первомайского митинга на площади Революции. Многие были "за", Вы своей властью все отменили.

Перерыв.

16.00 час.

Слушали Кротченко И.И. - предложил продолжить обсуждение поп­равки группы депутатов к ст. 26 Устава города.

Выступили:

Лукичев А.Н.- приостановленное Главой города решение мы должны будем вынести на внеочередное заседание Совета самоуправления, т.е. сессию. И, чтобы не созывать часто такие сессии, мы не один раз подумаем, прежде чем принять какое-нибудь решение. Введение права "вето" оправдано и пойдет на общую пользу.

Степанов И.В.- я не думаю, что таких спорных решений будет много.

Бушин В.В.- комиссия по Уставу отклонила это предложение. Ре­шение демократическое, но, к сожалению, мы очень далеки от демократии. Есть ли смысл давать такие большие полномочия Главе города?

Шамгин А.А.- Главе города дается право "вето" на те решения, принятие которых относится к компетенции Совета. Чтобы принять приостановленное решение, нам потребуется всего 4 голоса дополни­тельно.

Пудов В.А.- Главу города и председателя Совета самоуправления я рассматриваю как две равноценные фигуры, отстаивающие наши общие интересы. Все могут совершать ошибки, давайте общими усилиями их исправлять.

Литвинов И.А.- вопросы, которые Глава города может корректировать, четко сформулированы, они не охватывают все поле нашей деятельности.

Ушаков Н.Е.- Глава города достаточно умный и образованный человек и имеет право "вето".

Тулов А.В.- право "вето" затрагивает основные направления деятельности Совета.

Кундина Л.Б.- криминала в этой поправке не вижу, но есть ряд вопросов. После принятия решения мы должны его опубликовать, а теперь получается, что мы должны ждать 7 дней до окончательного решения Главы города. В поправке надо слово "отклонить" заменить на "приостановить".

Кротченко И.И. с разрешения депутатов предоставляет слово Громову В.П. и Амбарцумяну В.Д.

Громов В.П.- я бы не распространял право "вето" на вопросы внесения изменений в Устав города, утверждение городского бюджета. Практические вопросы, рассматриваемые комиссиями, это, действительно, дело Главы города, исполнительней власти.

Амбарцумян В.Д.- этот вопрос обсуждался в общественном центре. Почему мы противопоставляем Главу города и председателя Совета? Им надо работать единым комплексом. Многие спорные вопросы можно решить в рабочем порядке. Ничего сверхъестественного в праве "вето" нет.

Копылов B.C.- в любом цивилизованном обществе используется право "вето", ничего страшного в этом нет. Бывают решения ошибочные, принятые на эмоциях. У нас должно быть право на исправление своей ошибки.

Кундина Л.Б.- Глава города имеет право решающего голоса на Президиуме.

Беляев В.А. - обстановка очень сложная, народ нищает. Будет стабилизация, будет и вера Главе города.

Соколов Н.В.- почему председатель Совета самый лучший в городе и только он может принимать правильные решения? Глава города рабо­тает как положено. Кто дал "Бодрости" I млрд. 800 млн. руб.? Обра­батывали депутатов, членов Президиума, чтобы протащить это решение Главе города мы даем возможность приостановить такого рода решения.

Смирнов Л.В.- не власть дает авторитет, а наоборот, авторитет дает власть. Немножко нарушить закон нельзя, в данном случае нару­шение налицо. Депутатам положено решать все вопросы, и им подотчет­ны и подконтрольны все органы и должностные лица.

Лукичев А.Н.- зачитывает письмо заместителя председателя коми­тета по местному самоуправлению Митрохина, где говорится с том, что Глава города вправе отклонять нормативные акты представитель­ных органов местного самоуправления.

Степанов И.В.- призвал депутатов, отбросив политические амби­ции, проголосовать за право "вето".

Бушин В.В.- Глава города пользуется правом решающего голоса и на Президиуме и на сессии. Мы его ни в чем не урезаем.

Литвинов И.А.- мы не специалисты, а в аппарате администрации все специалисты работают. Мы можем допускать ошибки.

Голосовали за принятие поправки к ст. 26:  

за - 15, не принимается».

Вопрос о предоставлении Главе города Вологды права «вето» был решён  на майской сессии 1998 года, когда группа депутатов (И.И.Кротченко, А.Н.Лукичев, И.В.Степанов, И.А.Литвинов) внесла соответствующие поправки в Устав города, и депутаты проголосовали за них.

На федеральном уровне данная норма появилась только через пять лет, законом от 31 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было установлено право Главы муниципального образования отклонять нормативный правовой акт, принятый представительным органом.

В начале работы 2-го созыва депутаты Совета самоуправления г. Вологды совместно с Главой и Администрацией города вынуждены были решать сложнейшую проблему по финансированию отраслей образования и здравоохранения. Уже в марте 1996 года Президиум Совета самоуправления, учитывая сложившуюся критическую обстановку по лекарственному обеспечению станции скорой медицинской помощи и городской больницы  № 1, аварийное состояние пищеблока больницы, обратился к Правительству и Законодательному Собранию области с предложением о дополнительном финансировании сферы здравоохранения города.

В апреле и мае Президиум Совета рассматривал с выездом на место вопрос об аварийной ситуации в средней школе № 24 города, в которой были прекращены учебные занятия из-за неудовлетворительного состояния помещений (обвал штукатурного слоя в кабинетах, трещины на потолке коридора, вспучивание пола в вестибюле).

На третью сессию 13 июня 1996 года по инициативе постоянной комиссии по образованию и культуре под руководством депутата Людмилы Борисовны Кундиной, директора средней школы № 20 г. Вологды,  был вынесен вопрос о чрезвычайной ситуации в учреждениях образования города  с целью разобраться в проблемах, возникших в образовании, и определить конкретные пути их решения общими усилиями с Главой и Администрацией города.

Надо отметить, что проблемы в отрасли образования накапливались с 1992 года, когда началось прогрессирующее снижение уровня государственного финансирования образования. Одной из главных причин сложившейся ситуации была передача социальной сферы городу, а это 62 детских сада, школы СЖД, школы-интернаты, детские дома, которые раньше финансировались из федерального бюджета, без перераспределения средств на их содержание из государственного бюджета в бюджет муниципальный. Естественно, что при приеме на баланс города расходная часть городского бюджета на образование резко повысилась, а норматив налоговых отчислений для формирования доходной части бюджета остался прежним, образовался дефицит, который привел к кризисному состоянию учреждений образования, задержкам в выплате заработной платы. В обсуждении этого актуальнейшего в то время вопроса приняли участие депутаты Совета самоуправления, Глава города А.С.Якуничев, представители Администрации города, горкома профсоюза работников образования, депутаты Законодательного Собрания области.

            Результатом рассмотрения стало принятие решения Совета самоуправления г. Вологды, которым положение в системе образования было признано чрезвычайным из-за неплатежеспособности по необходимым для функционирования отрасли платежам, перенаполненности школ города и низкого уровня оснащенности учебным оборудованием. Депутаты обратились с просьбой к органам государственной власти области в целях снижения социального напряжения в коллективах педагогических и медицинских работников города выделить из областного бюджета необходимые средства для выплаты заработной платы за период отпусков и на проведение капитального ремонта учреждений образования. Администрации города  и Президиуму Совета самоуправления было поручено принять первоочередные меры по финансовой стабилизации в бюджетных организациях города и ликвидации задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, выделить необходимые средства на окончание строительства школы в Бывалово и ведущегося в учреждениях образования капитального ремонта, установить на данных объектах депутатские посты.

Из выступления депутата Кундиной Л.Б.

на 3-й сессии 13 июня 1996 года:

«Уважаемые депутаты, руководители города, приглашенные! Вопрос, обозначенный для рассмотрения в повестке дня вынесен депутатской комиссией по образованию и культуре. Подготовке данного вопроса предшествовали определенные обстоятельства, рассмотрение которых на заседаниях комиссии и Президиума на сегодняшний день не даёт уверенности в том, что сложившаяся система образования, стабильно работающая и управляемая, не разрушится и не перейдёт из режима функционирования в режим выживания. На мой взгляд, мудро поступили депутаты и Председатель Совета самоуправления Игорь Ильич Кротченко, согласившись на сегодняшней сессии поставить данный вопрос для рассмотрения.

            Из 36 средних школ практически только 2 имеют наполняемость в соответствии с проектной, а остальные работают в 2-3 смены.47 начальных классов от 18-ти школ размещаются в 24-х детсадах, что нарушает целостность учебно-воспитательного процесса. Техническое состояние зданий школ налицо: развал школы № 24, двадцать две школы города имеют предписания различных спецслужб о невозможности продолжения обучения в сложившихся условиях, шестнадцать школ требуют капитального ремонта. В подобном состоянии находятся и двадцать два дошкольных учреждения. Своевременно было создано УПЦ «Учпрофстрой», благодаря которому в течение года было устранено 756 аварий, что несомненно позволило «выстоять в зимних условиях».

            Не в лучших социальных условиях оказался сегодня и учитель. Потребность в кадрах составляет 166 учителей. Основные причины: низкая заработная плата и задержки с её выплатой, отсутствие жилья (500 учителей проживают в общежитиях, 728 работников поставлены в очередь на получение жилья). А в этом году вообще катастрофа – ни один учитель на сегодняшний день не получил отпускные, несмотря на обещания на разных уровнях».

Аналогичная ситуация с задержкой выплаты заработной платы работникам была и в учреждениях здравоохранения.

Однако предпринятые в течение 1996 года городскими властями меры для стабилизации ситуации в бюджетных организациях в пределах имеющихся финансовых возможностей бюджета города не смогли улучшить сложившуюся в образовательных учреждениях кризисную ситуацию. В результате продолжавшегося спада объемов промышленного производства и реализации продукции на предприятиях города, приведшего к резкому сокращению поступлений налоговых платежей и сборов, дополнительных расходов, связанных с приемом жилья в муниципальную собственность,  реализацией  Федеральных законов по предоставлению  неподкрепленных  необходимым финансированием льгот отдельным   категориям   граждан  и  пересмотренных  при  этом  на областном уровне нормативов отчислений, резко обострилась ситуация с  состоянием  городского  бюджета.  Всё это привело к образованию задолженности  по финансированию многих его статей, в том числе по отрасли "Образование". В ноябре 1996 года началась забастовка  в школах и детских садах города в связи с невыплатой заработной платы педагогам.

В этой  сложной ситуации Совет самоуправления г. Вологды принял решение считать требования коллективов образовательных учреждений, принимающих участие в бессрочной забастовке, обоснованными и обратиться к ним с просьбой возобновить работу. Депутаты признали неудовлетворительной работу органов городского самоуправления, и Администрации города, и Совета самоуправления, в решении вопросов финансирования образования и выполнения своего же решения, принятого на июньской сессии, по чрезвычайной ситуации в учреждениях образования города. Главе города Вологды А.С.Якуничеву была поставлена задача в срок до 1 января 1997 года  уменьшить задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы до одного месяца, разрешив  взять целевую ссуду под залог муниципального имущества. С 1 декабря 1996 года депутаты приостановили предоставление льгот физическим и юридическим лицам по местным налогам и сборам, земельному налогу, арендной плате за помещения и землю.

В целях увеличения доходной части бюджета депутатами 2-го созыва использовались разные пути на уровне возможностей и компетенции органов городского самоуправления. Так, был принят целый пакет  решений в налоговой сфере. Депутаты как один из путей наполнения бюджета использовали предоставленные действовавшим налоговым законодательством возможности по введению и сбору местных налогов и сборов, так как далеко не все установленные законом налоги и сборы были введены на территории города. Совет самоуправления принял решения: об установлении сбора за право торговли на территории города, платы за право продажи подакцизных товаров на территории города, сбор за парковку автотранспорта в городе, сбор за открытие игорного бизнеса на территории города, сбор на содержание муниципальной милиции, благоустройство территории, на нужды образования, размер налога с физических лиц на имущество, не оцененное в соответствии с действующим законодательством,  сбор за право использования символики,   связанной  с  празднованием  850-летия  основания  г. Вологды, сбор за право использования местной символики – флага, герба, исторических памятников. Все эти местные сборы действовали до принятия в декабре 1998 года на областном уровне налога с продаж.

В июне 1999 года Советом самоуправления было принято Положение о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, которое действовало до 1 января 2005 года, и утверждены корректирующие  коэффициенты по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности, учитывающие местные условия предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли. Размеры корректирующего коэффициента учитывали ассортимент реализуемой продукции и место осуществления торговли. Так, для группы товаров – алкогольная продукция, ювелирные изделия, автомобили был установлен повышающий коэффициент, для детских товаров, мебели, книжной продукции – понижающий коэффициент. Также повышающий коэффициент был установлен при осуществлении торговли в центральной части города, границы которой устанавливались этим решением. В дальнейшем в это решение неоднократно вносились изменения, действовало оно до 1 января 2003 года и было признано утратившим силу в связи с изменением налогового законодательства.

Советом самоуправления 2-го созыва были установлены в ноябре 1999 года ставки по налогу на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Это решение, вступившее в силу с 1 января 2000 года, является действующим и сейчас, за прошедший период в него вносились неоднократные изменения.  

Принимались меры и по оживлению промышленных предприятий города, а это увеличение налоговых поступлений и погашение недоимки. В  целях урегулирования проблемы задолженности организаций по обязательным платежам в городской бюджет и создания условий для их финансового оздоровления  Совет самоуправления поручил Администрации города провести в 1999 и 2000 году реструктуризацию задолженности юридических лиц перед городским бюджетом.

На сессии 10 февраля 1997 года депутаты Совета после долгих дебатов отклонили представленный администрацией города проект бюджета города на 1997 года и создали согласительную комиссию по доработке проекта бюджета, в которую вошли 12 депутатов, Глава города и начальник финансового управления администрации города. За 20 лет деятельности представительного органа в Вологде это был единственный случай  принятия депутатами решения об отклонении бюджета города. После  доработки проекта бюджета согласительной комиссией, на следующей сессии 27 февраля 1997 года, которая была посвящена только одному вопросу -  рассмотрению бюджета города на 1997 год, после детального рассмотрения по пунктам, бюджет был принят депутатами. В апреле 1997 года депутаты утвердили план мероприятий по увеличению доходной части городского бюджета в 1997 году. На той же сессии было принято первое Положение о бюджетном процессе в г. Вологде, которым устанавливался порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета и утверждения отчета об исполнении бюджета города.

В мае 1997 года депутаты приняли решение о том, что реорганизация и ликвидация муниципальных учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта, производится по согласованию с Советом самоуправления г. Вологды. В декабре 1998 года было принято первое Положение об управлении и распоряжении объектами муниципальной собственности г. Вологды, которым регулировались отношения в области создания, ликвидации и реорганизации предприятий, учреждений, находящихся в муниципальной собственности города, управления ими, а также владения, пользования и распоряжения движимым и недвижимым имуществом муниципальной собственности. В Положение была включена уже действовавшая на тот момент норма о согласовании  Советом реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры и спорта.

Много внимания во 2-м созыве было уделено  упорядочению торговли на территории города, принят целый ряд решений: Правила мелкорозничной торговли, Правила торговли, установившие порядок размещения и открытия предприятий розничной торговли и общественного питания, порядок организации розничной торговли алкогольной продукцией и пивом на территории города, Правила оптовой торговли, Положение о порядке установки, регистрации, замены и сноса временных сооружений, Положение о размещении наружной рекламы в городе Вологде. В новой редакции принято Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков на территории г. Вологды.

Депутаты 2-го созыва продолжили разработку нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Думы. Так, в соответствии с принятым Уставом города было разработано и принято Положение о постоянных депутатских комиссиях Совета самоуправления г. Вологды, которым устанавливались порядок формирования и структура комиссий, порядок организации работы комиссий, их полномочия и основные функции. Также были приняты первые Положение о помощнике депутата Совета самоуправления г. Вологды и Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Вологде.

В июне 1997 года депутатами 2-го созыва было принято Положение о Большом и Среднем гербах города Вологды, которые до июля 2003 года являлись символами города наряду с принятым в 1-м созыве в июле 1994 года Гербом города Вологды, на основе которого они были разработаны.

 

 

                               Большой герб                                                                      Средний герб

                                                            




Символика Большого и Среднего гербов города Вологды:

«Щит  в  геральдике  понимается  как  основание и центр герба. Геральдические  щиты  произошли  от  реальных  щитов  и  их  форма развивалась  в  зависимости  от времени и национальной традиции. В России  с  начала  XVIII  века  стали  употреблять  прямоугольную, близкую  к  квадрату  и  слегка  вытянутую в высоту с сердцевидным заострением книзу, форму. Она называется французским щитом.

Десница  с  мечом -  символ  справедливости, правого суда, а также защиты Отечества, указывает на "Сказание о Белоризцах".

Держава - символ    власти,    государственности   прав административного  центра субъекта Российской Федерации, указывает на   предание  о  желании  Ивана  IV  "Грозного"  сделать  Вологду столицей. 

Червлень  (красный  цвет)  гербового поля символизирует храбрость  и  мужество,  золото  служит  обозначением  богатства и могущества,  серебро  -  благородства,  света  и  чистоты.

Золотая башенная  корона  с  пятью  зубцами  указывает,  что город Вологда является административным центром Вологодской области.

Двое юношей в  белом  одеянии  символизируют легендарных "белоризцев", спасших Вологду  от  врагов  ценою  собственных  жизней.

Цепь Главы города Вологды   символизирует   атрибут  власти,  означает  достоинство, единство, призыв к службе, власти.

Бело-сине-красная лента и двуглавый орел указывают на принадлежность  города  к  России. 

Ветви ели и сосны указывают на принадлежность  города  к  северному  краю и природные особенности региона».

 

Принятым Уставом города наряду с гербом предусматривалось наличие флага как символа города Вологды. Во 2-м созыве было принято Положение о флаге города Вологды, которым устанавливалось порядок  использования флага и его описание: «Флаг города Вологды представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, красного цветы, с двухсторонним изображением в центре флага щитка с гербом города Вологды: «В червленом (красном) поле из серебряных (белых) облаков слева выходящая десница в золотом (желтом) одеянии, держащая золотую (желтую) державу и серебряный (белый) меч с золотым (желтым) эфесом, положенный на правую перевязь». Цветное изображение полотнища передается смесью сурика и киновари (первый преобладает), графическое – вертикальными линиями».

По предложению депутата И.А.Литвинова Президиум Совета поручил в июне 1996 года Администрации города подготовить на сессию Совета необходимую документацию по приданию парку Мира статуса особо охраняемой природной территории местного значения. Сначала было принято типовое Положение о парках г.Вологды, на основе которого депутаты приняли одно из значимых решений 2-го созыва. С целью сохранения водоохранных и рекреационных свойств Парка Мира, редких видов растений и среды их обитания, поддержания экологического равновесия в городе Совет самоуправления г. Вологды в июне 1998 года принял решение о придании парку Мира статуса особо охраняемой территории г. Вологды. Так, из 530 видов растений, зарегистрированных в городе Вологде, 262 вида приходилось на Парк Мира, а это почти половина всех видов растений города, Парк Мира является  крупным резерватом флоры города. В пределах парка насчитывалось более 100 вида птиц, что составляет почти 44 процента орнитофауны Вологодской области и 100 процентов орнитофауны города Вологды. Принятие этого решения позволило установить в Парке Мира бессрочный охранный режим, запрещающий любую деятельность, причиняющую вред парку или ухудшающую его состояние, организовать охрану и экологический контроль  за состоянием парка, финансирование парка из бюджета и муниципального экологического фонда. В принятое во 2-м созыве Положение о городском парке «Парк Мира», особо охраняемой природной территории г. Вологды, в последующем вносились изменения  в  основном в связи с необходимостью приведения границ парка в соответствие с Генеральным планом города Вологды. Только в 2012 году в целях приведения в соответствие с действующим законодательством статуса и категории Парка Мира было принято  в новой редакции положение о парке. Безусловно,  установление статуса особо охраняемой природной территории местного значения  помогло сохранить природный ландшафт и естественные экологические системы  городского парка «Парк Мира».          

В течение созыва Совет самоуправления принимал решения по социальной поддержке населения за счет средств городского бюджета:  об оказании адресной единовременной социальной помощи малоообеспеченным категориям населения города в форме получения денежного пособия, предоставления различных видов натуральной помощи и социальных услуг, о предоставлении единовременной компенсации на оплату установки квартирного телефона нуждающимся инвалидам 1 и 2 групп по общему заболеванию и инвалидам с детства, об установлении единовременной выплаты к пенсии в размере 2,5 минимальных оплат труда ветеранам, имеющим звание заслуженного работника отрасли.

В целях социальной защиты работников бюджетной сферы в условиях финансово-экономического кризиса решением Совета самоуправления была введена надбавка к заработной плате работников бюджетных учреждений в отраслях здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты в размере 20 процентов среднемесячного оклада. Данное повышение для работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых из городского бюджета, было введено с 1 сентября 1998 года, то есть до повышения заработной платы на областном уровне. В соответствии с законом Вологодской области  в сентябре 1999 года депутаты приняли решение о финансовой поддержке  работников муниципальных учреждений и организаций бюджетной сферы, произведя  повышение заработной платы на 20 процентов с 1 сентября 1999 года и на 20 процентов с 1 января 2000 года. 

В 1998 году  городские власти не остались в стороне от беды, случившейся в Великом Устюге.  Совет самоуправления принял решение об оказании финансовой помощи из городского бюджета жителям города Великий Устюг и Великоустюгского района, пострадавшим от наводнения.

В течение 2-го созыва депутатами  были приняты решения о согласовании приобретения в муниципальную собственность оздоровительного лагеря на реке Комела у ОАО «Вологодский льнокомбинат»,  о создании  оздоровительного учреждения на базе санатория-профилактория «Панацея», о мероприятиях по укреплению и развитию службы скорой и неотложной медицинской помощи в городе на 1998-2000 годы, о согласовании приобретения в муниципальную собственность  пакета акций ОАО «Фирма «Вагрон», о выделении финансовой помощи из бюджета города для завершения строительства нового административного здания городской прокуратуры по ул. Зосимовской.

Всего за период полномочий Советом самоуправления г. Вологды 2-го созыва было проведено 30 сессий Совета и 134 заседания Президиума Совета, принято 284 решений Совета и 525 решений Президиума Совета. В течение 1996-1997 годов решения Президиума Совета самоуправления г. Вологды утверждались на сессии решениями Совета самоуправления г. Вологды. Именно поэтому, во 2-м созыве Президиум Совета собирался на заседания еженедельно, а сессии Совета проводились раз в полтора месяца.

Для проведения выборов депутатов Совета самоуправления г. Вологды нового состава, 3-го созыва, в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 19 декабря 1999 года, необходимо было сократить срок полномочий депутатов Совета самоуправления г. Вологды 2-го созыва, избранных 25 февраля 1996 года. Данный вопрос был внесен  на рассмотрение депутатов на сентябрьской сессии 1999 года. Единодушия по данному вопросу  первоначально не было. В ходе обсуждения депутат И.В.Степанов предложил провести поименное голосование по вопросу досрочного прекращения полномочий. Депутаты согласились с данным предложением и счетной комиссией в составе депутатов И.В.Степанова, А.В.Тулова, А.А.Шамгина было проведено поименное голосование.

Из 27 депутатов, присутствовавших на сессии, 26 голосов было подано  за принятие решения, один  голос – против. Выборы депутатов Совета самоуправления г. Вологды были назначены на 19 декабря 1999 года, срок полномочий депутатов 2-го созыва был сокращен до подтверждения полномочий вновь избранных депутатов сессией Совета самоуправления города и признания выборов состоявшимися.

            На этой же сессии  было рассмотрено поступившее заявление Главы города Вологды А.С.Якуничева. Алексей Сергеевич в своём выступлении на сессии пояснил: «Глава города в соответствии с Уставом избран на четыре года, и полномочия Главы города должны истекать 6 октября 2000 года. Законным путем для досрочных выборов Главы города является прошение о досрочном прекращении полномочий Главы города. С этим заявлением я обращаюсь к депутатам Совета самоуправления и прошу принять решение о досрочном прекращении полномочий Главы города с 18 декабря 1999 года». Депутаты удовлетворили заявление А.С.Якуничева о досрочном прекращении полномочий в связи с отставкой по собственному желанию  и одновременно назначили выборы Главы города Вологды на 19 декабря 1999 года.

Решением Совета самоуправления от 29 сентября 1999 года была образована территориальная избирательная комиссия под председательством Г.В.Арбузова.   На следующей сессии 19 октября 1999 года депутаты Совета согласовали обращение ТИК по выборам органов местного самоуправления г. Вологды 19 декабря 1999 года в  Избирательную комиссию Вологодской области о совмещении полномочий с полномочиями ТИК по выборам депутатов Законодательного Собрания и Губернатора Вологодской области.  На этой же сессии были утверждены схема избирательных округов и окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Совета самоуправления г. Вологды, окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Вологодской области по четырём избирательным округам города Вологды, образована территориальная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ по избирательному округу № 72. Большая работа была проведена  органами местного самоуправления города по образованию участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы, органов государственной власти Вологодской области, органов местного самоуправления г. Вологды.

19 декабря 1999 года предстояло провести сложные  выборы  в органы всех уровней власти: федеральный и областные органы государственной власти, органы местного самоуправления города Вологды -  депутатов  представительного органа местного самоуправления и Главы города Вологды. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Возврат к списку

Главная Поиск Карта Печать
сегодня 27 декабря 2024 года
Официальные символы города